10-11 августа состоялся 2-дневный поход, который был организован велосервисом БиоМеханика. Поход проходил параллельно маршруту, традиционно проводившемуся в эти дни велоралли «Европа-Азия».
На месте старта в Юго-Западном районе собралось 8 участников. Сначала мы заехали на межшкольный стадион, где в рамках велоралли уже начались соревнования по велофигурке. Задержались там прилично, т.к. Леня Глазырин потерял где-то по пути мешок с личными вещами и умчался его разыскивать. Кроме того, нам в группу был «подкинут» еще один новичок — Виталий.
Наконец примерно в 10:50 наша группа в составе 9 человек двинулась в путь. Выход на Полевской тракт был выбран самый короткий — через совхоз Свердловский, Зеленый Бор и на Горный Щит.
Велосипедников хлебом не корми — дай поимпровизировать. За разговорами в пути, глядя на хорошую погоду, родилось предложение и было поддержано всеми — скорректировать маршрут и не пилить всю трассу до Полевского, а свернуть после п. Курганово налево, в Раскуиху и через п. Мраморское доехать уже до Косого Брода. Карта уверенно показывала укатанную дорожную сеть, по которой можно было попасть в любой из намеченных населенных пунктов, было бы желание. Поскольку все-таки впереди был лес и здоровый пессимизм относительно наших карт в народе был воспитан и прочно затвержден практикой, решили сократить время обеда — не варить традиционно чай, а заглянуть в Курганово в кстати подвернувшуюся пельменную.
После пельмешки уменьшившаяся на одного участника группа (укатил назад неопалаченный и бесспальниковый пока Вадим) лихо проскочила до своротка на Раскуиху и углубилась в пампасы. Гудящая и вибрирующая под колесами автотранспорта трасса осталась позади, стали слышны голоса птиц и первые пока жужжания оводов.
Раскуиха — типичная небольшая деревушка, один только вид которой манит вернуться к истокам. Сосновый лес прямо на задах, небольшой луг — и излучина Чусовой впереди, зеленая неистоптанная травка перед домами — все это мы проехали за несколько минут — и вот она — лесная дорожка, которая нас приведет прямо в Мраморское.
Как водится, дорожка эта через 500 метров привела к кладбищу, а вправо, туда, куда нам было нужно, ушла скорее тропинка. Карта показывала — туда! Нам что называется, не привыкать, туда так туда. Руководствуясь где следами от тропинки, где пролетарским чутьем, потихоньку выбрались на мостик, обозначенный на карте, далее на красивый ровный покос, на дорожку — и снова выехали к Чусовой, к какому-то пионерлагерю, где лихо на всю округу разносилась первая программа радиовещания. Карта, Чусовая, получасовые споры и компас немного прояснили обстановку. Силы еще были, время позволяло, и группа любителей сельвы взяла верх. Направление движения озвучено было следующим образом: «…вдоль этой опушки — направо в лес — и там обязательно что-то должно быть — не дорога, так тропинка, не тропинка, так просека…»
В общем-то, так оно и случилось. Через пару километров (передача 1:1) вдоль опушки леса по некошенной траве был обнаружен след от дороги, мы двинулись по нему, постепенно проявилась тропинка, потом она стала тропинкой утоптанной, потом была ЛЭП, обозначенная на карте, а потом и сам поселок Мраморское.
В Мраморском оказалось довольно людно. По главной улице прогуливался народ, во всех направлениях проскакивали местные мотоциклисты, презирая правила дорожного движения, в общем, поселок жил своей жизнью. Ирина настояла на совершении краткой экскурсии к местной достопримечательности — мраморным солнечным часам. Часы действительно имеют место и точно показывают время. Рядом в кустах уютно устроился памятник Владимиру Ильичу Ленину. Бюст сделан строго в соответствии с требованиями партии и правительства, а вот на постаменте, похоже, местный скульптор-кубист смог дать волю творческой фантазии. Владимир Ильич установлен на некоей конструкции, состоящей из кубов и цилиндров — «…сюр, сэр, типичный сюр!…»
Далее наш путь пролегал на Косой Брод. Прекрасный асфальт сам ложился под колеса. Александр — один из участников-новичков озвучил свою давнюю мечту — «…здесь где-то есть памятник лошади! Я нашел его на карте, надо посмотреть!» Памятники лошадям вдоль дорог встречаются значительно реже, чем их хозяевам, краеведческое любопытство еще не было удовлетворено и все согласились, что надо побывать и посмотреть. Неутомимый Леня нырнул на параллельно идущую грунтовку и мчался вместе с нами, мелькая среди кустов. Это и оказалось его и нашей ошибкой. Когда группа один за другим свернула направо по дорожке к павшей лошади, Леня продолжил движение в том же темпе и в том же направлении. Отряд не заметил потери бойца… Руководитель, то есть я, в это время отрывался в кустах малины, а любопытствующие пытались разгадать надписи на мраморном кубике, стоящем на месте славной кончины Гнедка. Конь был похоронен благодарным хозяином в 1884 году. Позже один из местных жителей, массовый опрос которых мы устроили, пытаясь разыскать следы Леонида, сказал, что там, у памятника, есть еще и родничок.
Возвратившись на дорогу и обнаружив, наконец, отсутствие одного участника, мы решили двигаться далее. Опрос встречного транспорта не дал ничего и только в Косом Броде следы Лени были обнаружены. Товарищ наш расспросил дорогу на рудник Асбест, куда лежал наш путь и исчез в лесу.
Велосипедист-краевед Александр повел группу. Оказывается, он неделей раньше проезжал здесь и именно туда, куда мы стремились. Каким-то образом ориентируясь в сплетении грунтовых дорог, он вывел-таки нас на прямую трассу, ведущую прямо на Асбест. На окраине поселка мы наконец остановились и перевели дух.
Два извечных русских вопроса реяли над нами. «Кто виноват?» и «Что делать?» Потерян участник группы. Где назначено место лагеря участников велоралли, вместе с которыми мы собирались ночевать, точно неизвестно. Организатор ралли Григорьев А.И., видимо, свято храня тайну, дал лишь примерное расплывчатое описание. Действительность описанию не соответствовала. Рекогносцировка местности разведгруппами дала следующее: на юг — карьеров с водой нет, одни свалки. На западе, откуда мы приехали, как мы ни смотрели, похожих на описание Григорьева мест не замечено. На север — тайга. Лишь на востоке у окраины поселка располагался карьер с водой, санитарное состояние которого явно свидетельствовало, что он служил любимым местом отдыха асбестчан. «Здесь!» Решили мы и встали на привал.
Вечер встреч опишу кратко. Место лагеря выбрали правильно, подоспевшие позже раллисты встали именно у «нашего» карьера. Потерявшийся Леня был подобран ими где-то в лесу. Общий вздох облегчения. Костры, свободное общение, еда, купание, напитки: Александр Иванович был хорош, все остальные и мы в том числе тоже…
На следующее утро, не спеша собравшись, мы двинулись на Тальков камень. Дорога с Асбеста на Сысерть великолепна. Полтора десятка километров до моста через Черную речку пролетели незаметно. Мост — и дорога на Тальков Камень. Случилось ожидаемое — группа разорвалась, неутомимый Леонид вырвался вперед и…исчез. На первом перевале собравшаяся вместе группа не обнаружила участника и встала. Выручил Влад Минеев. Верхним чутьем вычислив траекторию движения Лени, он двинулся по следу и минут через 20 торжествующие крики группы обозначили общее единение. Можно было двигаться на Тальков.
Тальков Камень напоминал массовое гуляние. Подъехавший Григорьев, построив строем участников, награждал победителей. Семейства, прибывшие на джипах, мастрячили шашлыки. Женский голос зычно призывал вернуться залезшего на середину скалы приятеля. Дым костров стлался над водой. Из леса доносился стук топора. «Гад, сырье рубит!» — откомментировал Влад.
Откушавши чаю, мы вспомнили, что надо и домой как-то возвращаться. Не хотелось, но дела, дела… Возвращаться решили все же не по ЛЭП, как планировалось изначально, а традиционно — по Челябинскому тракту. Уж больно сильно била ЛЭП статикой. Выстроив походный строй, мы начали пожирание пространства.
Что можно сказать о Челябинском тракте до своротка на Кашино и далее на Сысерть? Все знакомо и пройдено на 10 раз. Шум транспорта и выхлопные газы, пыльные обочины и выброшенные бутылки. Еще раз понимаешь, что человечество погубит не СПИД и атомная война, а отбросы. Мы живем среди созданных собственными руками свалок и постоянно и неустанно трудимся над их ростом, сохранностью и увеличением.
Печально все это, печально, коллеги.
И вот, в очередной, …надцатый раз преодолев Сысерть-Кашино-Патруши справа-Б.Седельниково слева-Уктус мы прибыли в черту родного города. Без приключений не обошлось. Обшарпанный «Жигуль», медленно и впритирку обгоняя нас, обломал себе зеркало заднего вида об велосипед Алексея. Метров через двести, отразив ситуацию, водитель остановился. Вяло вылезши из машины, он неуверенно и заторможенно оправдывался перед нами. Водиле было под 60, а в машине тихо сидела семья… Поехали мы дальше, ругнув его как следует для порядка…
Поход закончен. Спасибо всем участникам. Следующая наша цель — Оленьи Ручьи 23-24-25 августа. Следите за рассылкой!
Другие ресурсы про этот ПВД
А.Иванов Евро-Азиатские мотивы