В поисках неизвестных скал

В поисках неизвестных скал...Этот поход выходного дня был логическим продолжением недавних поисков Макуши и Елового мыса. Я взял тогда карты правобережья Исети у спортсменов-ориентировщиков и космические снимки этих мест (спасибо Леше Иванову и Илье Яблонко). Совпадения были почти 100%. Так вот, в болоте, расположенном северо-западнее оз.Мелкого, на снимках из космоса видны пятна, идентичные скальным выходам Макуши, Елового Мыса и скал, расположенных по левому берегу реки Исети. То есть, в болоте имеются скальные выходы, а мы их не знаем?

Этот факт был не есть хорошо, и на четверговом совещании в БиоМеханике было решено — ехать. Для разнообразия маршрута решили еще заглянуть на квартал №67, как он именуется на поздних картах окрестностей Екатеринбурга (он же «лесничество», он же Уваловский кордон) . Почему именно туда? Ну, во-первых, это практически по пути нашего маршрута, а во-вторых — привожу текст из книги О.Щетинина «Каменные останцы» (Банк Культурной Информации, Екатеринбург, (343)- 251-65-26): «…в 1833 открывается Исетский прииск по добыче золота на речке Полудневке. Этот прииск проработал дольше всех: в годы Великой Отечественной Войны на нем добывали золото, которое шло в США и Англию по ленд-лизу. Люди, работавшие на прииске, жили на Уваловском кордоне (бывший 85-й квартал). Там был концлагерь, где в 30-е годы жили репрессированные, а в годы войны — военнопленные немцы, работавшие на прииске. В 1950 году, по распоряжению Сталина прииск был закрыт, но остатки его сохранились и поныне». Так вот, на именно этом месте я был лет 12-13 назад, колеся по загадочному нашему треугольнику Екатеринбург — Первоуральск — Таватуй. Была тогда там и пара лающих собак и белье на веревке и небольшой прудок внизу поляны, что есть и сейчас. Но тогда-то я катал просто так, из неуемного любопытства, а сейчас, имея на руках космические снимки, что-то почитавши из истории… В общем, интересно стало заглянуть туда снова.

решили еще заглянуть на квартал №67

…Для велосипедистов проще всего добираться от города своим ходом (20 км) или электричкой до ст. Исеть. От Исети нужно ехать на юг по дороге на оз.Песчаное (мимо Чертова Городища), примерно через 4 км будет развилка, налево — на Ч.Г., прямо — на невысокий перевал к Уваловскому кордону. По пути на кордон и начались наши скальные забеги — мы не устояли и осмотрели небольшие живописные скалы слева от дороги.

На самом кордоне царит тишина и запустение. Заброшенные дома со следами пирушек забредших сюда посетителей, выдранные доски полов. Густо поросший двухметровыми репьями двор. Остатки очень основательно поставленного когда-то забора — столбы установлены на бетонные основания, наверху — защитные жестяные колпачки. Внизу поляны — круглый замерзший пруд, 20-ю метрами выше по ручью колодец (до воды метра три, крышка упала вниз, есть шест, с собой нужна емкость, чтоб зачерпнуть воду). На окраине поляны нашлись и остатки барака — обкрыженные столбы, почти скрывшаяся в земле часть насыпной стены… С этой точки обзора как раз самый лучший вид — взгляд охватывает всю картину поляны, дома и далее — весь в свежем куржаке хребет горы Мотаихи. В расположенной рядом мочажинке — ямы, что-то давно здесь копали. С северной стороны прудка идет подъем на гору, увенчанную скалами, которые наша шумная на этот раз группа тут же окрестила Кобыльей задницей. После Уваловского кордона справа от дороги, ведущей уже на Чертово Городище, была обнаружена еще группа скалок. Пока известны два самоназвания этих останцев — Гребешки и Дикие камни. Вот что пишет о них Олег Щетинин: «…на самой вершине увала находится высокая скала до 15 метров высотой. Эта скала со всех сторон отвесна, но с юго-западной стороны имеет несколько полутораметровых козырьков. У древних людей она, по-видимому, была идолом, т.к.к у подножия и на ней были найдены медные и бронзовые украшения, которые приносили в жертву. Ниже по южному склону увала расположены еще несколько каменных палаток». На вершине этой скалы есть круглая плоская выемка со стоком. Жертвенная чаша?

…На этот раз мы не стали делать заход на Чертово Городище, пропустили до следующего раза Малые Черти (каменную гряду западнее Ч.Г.) Проскочили по замерзшему болоту до водовода и повернули по нему направо. Через километр начали поиски первых скал с космического снимка. После 20 минут пешего поиска и были обнаружены разыскиваемые каменные выступы, на которых мы задерживаться не стали, так как никакого особенного вида эти скалы не имеют. Больше, пожалуй, мы удивились и обрадовались молодым, в рост человека и выше, кедрам, которые растут пониже водовода.

Поиск второй группы скал был несколько более труден. Мы рассыпались цепью для более широкого охвата и медленно продвигались по болотистому бездорожью. Связь поддерживали с помощью радиостанций, которых на этот раз в группе было штук 6. «Вижу скалы слева!» — прозвучало не менее драматично, чем морской возглас «Земля!!».

Да, это и были они — скалы, отмеченные лишь на картах ориентировщиков и замеченные бесстрастным зорким оком космического спутника.

По-моему, на этом месте расположены четыре отдельные каменные группировки. Широкие достаточно ровные площадки между ними, удобные для жилья (если бы мы жили в этих местах 2-3 тысячи лет назад). Видимо, так же считают и более активные люди — на восточной оконечности видны следы кольцевого рва диаметром метров 30. Я так думаю, что это следы археологических раскопок. Есть также пара ям, которые, скорее всего, тоже остались от раскопок. Великолепны и живописны самые западные скалы. Сложенная из вертикальных блоков северо-западная стена с несколькими узкими полочками, крутой юго-восточный склон. В эти место никто не ходит, нет следов костров, бумажек и мусора. Ну и хорошо.

На этом месте наша стрелка впечатлений уже зашкалила. На сегодня уже ничего не хотелось. Еще через километр по водоводу мы свернули на Еловый Мыс, в очередной раз посмотрели на 3-тысячелетних уточек (или гусей?) на скале под козырьком и устроили стоянку. Голова и глаза, пресытившись, отдыхали, уступив место привальной суете. Главной проблемой стало отсутствие воды. В тех мочажинках, что были раньше, вода ушла или замерзла, снега было еще слишком мало. Наконец, раздолбив лед на найденной яме с водой, добыли воду и, профильтровав через салфетку, пустили в дело. Две банки перловки, три тушенки, капусточка, картошечка… уй, хорошо!

Возвращение в город проблем не представляло. По водоводу до Палкинского Торфяника, выход на Московский тракт и вот он, Екатеринбург.

…Итоги. С учетом езды до ж/д вокзала утром, велокомпьютер показал 51 км. Осмотрены новые (для нас) скальные останцы до, на- и после Уваловского кордона. Найдены две группы скал в болоте, одна из которых имеет весьма высокие эстетические достоинства. Тем участникам, кто еще не был на Еловом мысу, показаны были и древние рисунки, и следы раскопок археологов. Там же, на третьих скалах к западу от скалы-козырька, обнаружена оборудованная стояночка — аккуратный параллелепипедный каркас из жердочек с разноцветными ленточками, столик из жердочек же, квадратом расположенные бревна вокруг костровища… Видно, что не раз и с уважением к месту приходят сюда.

Участники похода: Берзины Лена и Антон, Ивановы Ирина и Алексей, Клеин Сауле и Василий, Ротт Костя, Савиных Вадим.

Что на очереди? Ну, конечно, третья группа скал в болоте. Малые Черти. Скальные выходы на вершине Мотаихи. Гора Полудневка. Поиски следов прииска на речке Полудневке. Левобережные исетские скалы. Да много еще чего впереди.

Так что — интересных всем нам поездок.

Василий Клеин.
kleincобакаr66.ru

Фото автора.

 


 

Фотоматериалы об этом ПВД

Фотографии В.Клеина

Фотографии IAGSoft’а

Один комментарий к “В поисках неизвестных скал

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *