Справочные сведения о путешествии
1. Район путешествия: Северный Урал — р.Вишера. Северные части Свердловской и Пермской областей.
2. Нитка маршрута: ст.Бокситы — г.Североуральск — пос.Покровск — Уральский — хр.Главный Уральский — г.Казанский камень — р.Улс — руч.Жигалан — р.Улс — пос.Казанский прииск (бывш.) — р.Бол.Лямпа — пос.Благодатный (геол.,бывш.) — р.Саменка — р.Кутим — р.Улс — дер.Двадцатка (бывш.) — пос.Золотанка — пос.Волынка — г.Колчимский (Поминенный ) камень — г.Красновишерск — г.Соликамск.
3. Протяженность маршрута: вело — 444 км (время в пути 40 часов, ср.скорость 11,1 км/ч); пешая часть — 8 км (восхождение на г.Колчимский камень).
4. Характеристика дорог: асфальт — 110 км; лесовозные дороги с улучшенным покрытием — 269 км, лесные дороги («Ураловская» колея) — 65 км.
5. Продолжительность путешествия: 9 дней.
6. Время путешествия: с 19 сентября по 27 сентября 2001 года (без подъездов).
7. Вид туризма: велосипедный.
8. Участник путешествия: Алимов Виктор.
9. Байк: рама «Schwinn»- Mesa, навеска — в основном уровня Alivio. Машина готовилась к этому путешествию, как и к предыдущим в этом сезоне в велосервисе «Биомеханика».
График движения
День пути | Дата | Участок маршрута | Км | Время велодвиж. | Скорость (км/ч) | |
Сред. | Макс. | |||||
1 | 19.09. 2001 | Ст.Бокситы — г.Североуральск -п.Покровск — Уральский — г.Черный увал — г.Бол.Брусковая — хр.Еловая грива — р.Сурь | 59,0 | 4.47.41 | 12,3 | 41 |
2 | 20.09. | р.Сурь — хр.Сосьвинский — база МЧС (у хр.Уральского) — р.Улс — руч.Жигалан — северное окончание лесовозной дороги | 50,2 | 4.30.40 | 11,1 | 45 |
3 | 21.09. | Возвращение на р.Улс, движение по лесовозной дороге в направлении г.Антипинский гребень и обратно на трассу Улс — Покровск Уральский | 38,0 | 2.27.00 | 11,0 | 48 |
4 | 22.09. | Пос.Казанский прииск (бывш.) -р.Бол.Лямпа — пос.Благодатный (геол.бывш.) — р.Саменка | 33,5 | 5.08.20 + 45мин переправа | 6,5 | 31 |
5 | 23.09. | р.Саменка — р.Улс — устье р.Кутим — движение вниз по р.Улс | 22,7 | 5.17.00 + 1,5ч переправа | 5,4 | |
6 | 24.09. | д.Дватцатка — пос.Золотанка — развилка дорог Вая-Мутиха, ночевка на р.Вишера в 10 км восточнее пос.Мутиха | 60,3 | 5.37.22 | 10,7 | 52 |
7 | 25.09. | пос.Мутиха — пос.Волынка — подход к г.Колчимский (Поминенный) камень | 46,0 | 4.42.00 + 1,5ч пешком | 11,0 | 50 |
8 | 26.09. | Восхождение на юж.часть г.Поминенный камень — г.Красновишерск — трасса Красновишерск — Соликамск (асфальт) | 51,0 | 3.30.00 + 3,5ч пешком | 16,0 | 40 |
9 | 27.09. | Движение по трассе до Соликамска — ж/д вокзал | 83,7 | 4.17.00 | 20,0 | 51 |
Мотивы совершить это путешествие были следующие:
1. Изучить возможности включения Северного Урала в число стандартных вело — районов, выяснение его специфики.
2. Пересечение района, где автор работал еще в 1974 г., будучи маршрутным рабочим в геологической партии.
3. Посещение красивых мест, например, водопадов ручья Жигалан или северных рек с осенней тайгой по берегам. Хотелось поснимать яркие краски осинников на берегах Улса.
4. Как отдельная задача воспринимался проезд из Свердловской области в Пермскую, поскольку современные дороги местного значения на административных границах, как правило, тупиковые.
Одиночный вариант похода не был самоцелью, просто никто из приглашённых поехать не смог.
В целом путешествие проходило под девизом «От асфальта до асфальта и еще чуть-чуть».
Весь маршрут естественным образом разбился на 3 участка: Дороги Свердловской области, дороги Пермской области и пересечение границы областей.
Участок 1:
ст.Бокситы — г.Североуральск — Уральский хребет — г.Казанский камень — р.Улс — руч.Жигалан (вост.склоны хр.Кваркуш)
Станция Бокситы — подходящее место для старта. Можно доехать на поезде и до Североуральска, но если погода хорошая и учитывая, что поезд стоит не меньше 30 мин., приятно собрать велик на травке под соснами, а не на вокзале в городе. До Североуральска — около 8 км асфальта, можно проверить регулировки байка и подгонку снаряжения в мягких условиях. Асфальт кончается где-то между Североуральском и п.Покровском-Уральским. За Покровском идет хорошая лесовозная дорога. Наиболее близкая достопримечательность — г.Кумба. Дорога проходит по заросшим молодым лесом вырубам. Путешествие проходило в сезон охоты — на трассе много Жигулей, отовсюду слышатся выстрелы. Реакция на мое появление у местных автоохотников однозначная — все зазывают выпить водки. Однако отказываюсь. Первый пеший подъем — участок между г.г.Черный Увал и Бол.Брусковая. Замечаю, что скорость при педалировании и пешим ходом различается незначительно и склоняюсь ко второму варианту. Такая же картина при подъеме на хр.Еловая грива, но спуск здесь очень хорош — около 5 км. На спуске притормаживаю — довольно много камней. Великолепные спуски с хр.Сосьвинский и далее в долину притоков р.Улс. Все это читается по атласу Свердловской области. Начиная с развилки лесовозных дорог возле р.Улс качество покрытия несколько ухудшается. От реки Улс на склоны Кваркуша идет длинный монотонный подъем — тягун около 6 км. Приятней было проезжать его обратно. От дороги до водопадов руч.Жигалан — около 15 мин. ходу. Нахлынули воспоминания — в 1974 г. дорога доходила едва до Улса и подход к водопадам от конца дороги занимал 2 — 2.5 дня. Дорога идет на север на 10 км дальше, чем она показана на карте, но все равно кончается. И начинается настоящая нерубленная тайга. Ночую на ее краю и на следующий день поворачиваю обратно. Еще день уходит на изучение других лесовозных дорог, уходящих на север. Они также кончаются непроходимыми участками. Общаюсь с охотниками, собираю информацию. Становится ясно, что пробиться в Пермскую обл. по современным дорогам невозможно. Там, где недавно вывозили лес невозможно идти даже пешком.
Участок 2:
пос.Казанский прииск — р.Бол.Лямпа — р.Кутим — р.Улс — пос.Золотанка
Последний шанс пробиться к пермякам — старая дорога от разрушенного пос.Казанский прииск до Кутимского поселка и далее до Золотанки вдоль Улса. Эта дорога тех времен, когда в районе добывали золото. Насколько мне известно, дорога до Кутимского поселка возникла в 30-х годах и соединяла прииски — Казанский и Благодатный с Вишерой. Дорога от Кутимского пос.до Вишеры, по-видимому, дореволюционная. В пос.Кутим плавили железо из гематитовых руд местного месторождения, небольшого по запасам, но с очень высоким содержанием Fe. Раз в год, по большой воде его сплавляли на барже до Вишеры. Последним хозяином Кутимского завода был, насколько мне известно, кн.Львов. В преданиях фигурируют еще французы, бывшие до князя. Кто-то из них и построил эту дорогу. Не раздолбанные «Уралами » участки этой дороги ещё сохраняют следы отсыпки шлаком из Кутимских печей.
Я знал эту дорогу, на предполагал, что за истекший период могло появиться что-то лучшее. Не появилось. Еду.
Качество дороги можно понять по средней скорости движения. Чем дальше от Урала и от Казанского камня, тем все более заболоченными становятся места и тем меньше приходится ехать, больше идти. Основное же препятствие — воздействие на дорогу современного транспорта, в первую очередь «Уралов». Замечаю 2 стадии деградации старых таежных дорог. Сначала появляется колея, но это ещё полбеды, можно катится по середине. 2-я стадия — колея углубляется настолько, что мостами авто сдирается дёрн по центру. Дорога превращается в глиняную полосу, передвигаться по которой в сырую погоду весьма затруднительно. Чем дальше от Уральского хребта, тем всё более явственна 2-я стадия. С трудом узнаю дорогу. Последний раз я ходил по ней в 1977 г. Тогда это была зеленая плавная твердая полоса, пересекающая огромный нетронутый таёжный массив. Сейчас это колченогая пашня, поворачивающая по границам делян под прямым углом, как недоделанный робот. Вспоминаю старую геологическую заповедь: «Не возвращайся в те места, где тебе было хорошо». Опять что-то нарушаю…
Ночевки, однако, приятны. Участков хламной тайги вдоль ручьёв и речек ещё много. Темнота настораживает, но и скрадывает проделки леспромхозов (что там Тунгусский метеорит!), дров сколько угодно, вода есть, остальное делается. Погода удивляет — тепло и сухо. Понимаю, что если пойдут дожди, отсюда можно и не выбраться. Машину жалко. Все, что я для неё могу сделать — оторвать комья глины и попрыскать смазкой на цепь, постоянно облепленную грязью. Наконец-то выезжаю(!) на р.Улс , в устье р.Кутим. Дорога выходит на берег перпендикулярно реке и уходит в воду. Обедаю, налегке перехожу Улс, нахожу продолжение дороги на другом берегу. Здесь же остатки моста. Хорошо, что малая вода. Огромное желание построить плот и дальше не спеша плыть. Высматриваю сухары на берегу — из тайги их в одиночку не вытащить. Потом начинаю считать время на постройку плота и сплав до Золотанки. Получается, что на сплав уйдет времени больше, чем на движение прежним порядком. Вот если бы начать его раньше, с верховьев Улса! Переправляюсь. Дорога становится лучше. 3 км сохраняется то, что было до Советской власти. Качусь! Увы, вскоре всё приходит к тому же знаменателю. Но Улс красив. В дер.Двадцатка (20 км от Кутимского поселка) когда-то приходилось ночевать в брошенной бане. Теперь там даже крапивы не осталось. Сельва сомкнулась. Только жизнерадостные зелёненькие покосы и северные узкие стога сена, в которых спать очень неудобно. В Золотанку выхожу, бросив дорогу, идущую вдоль реки и перевалив через крутые береговые увалы. Это лучше, чем заниматься грязингом по колеям. Наконец-то нормальная дорога! Разговор с местными жителями: «Ты откуда? Из Североуральска еду. Из-за Урала? Ничего себе. А почта у вас работает? Работает, но только по пятницам. А сегодня что? Понедельник. Ну, ясно».
Участок 3:
Пос.Золотанка — пос.Мутиха — пос.Волынка — г.Колчимский (Поминённый) камень — г.Красновишерск — г.Соликамск
Движение по нормальным грунтовым дорогам после пересечения границы губерний вызывает ощущение счастья. Мою велик в Улсе, чуть ниже бывшего пос.Усть-Улс. Заедает мошка и это удивительно. Рельеф Зауралья очень приятный. Подъёмы длинные, но нет уже Уральской крутизны, везде заезжается. Спуски длинные — 2-3 км. Водители лесовозов все трезвые, не то, что в Свердловской области. Дорога идет вдоль Вишеры, но на заметном удалении. Есть всё-таки несколько мест, где она подходит к реке. Красиво! В пос.Мутиха на почте всего 5 выходных в неделю и удается отправить телеграмму. Подъезжаю к пос.Волынка и вижу хребет с очень высокими скалами. Для меня это полная неожиданность. Скалы выходят на протяжении примерно 4-5 км. Останавливаю машины, пытаюсь выяснить, как это называется. Никто не знает. Только из 5-го авто получаю ответ, что это Поминённый камень. На той схеме, которая была у меня на Пермскую обл., нахожу на этом месте Колчимский камень (780 м). Видимо, это одно и тоже, но местное название мне нравится больше. Хотя в планах восхождений не было, изменяю намерения, узнаю дорогу туда и сворачиваю с магистрали. К вечеру поднимаюсь с байком почти до курумов, до границы леса. Вечером впервые начали пролетывать снежинки. На следующее утро налегке иду на хребет. Погода была очень плохая, на горе сидело облако, моросило, наверху дул очень холодный СВ-ветер. Удалось посмотреть только северную часть хребта, 4 группы скал. Впечатление сильное. Скалы интересны и эстетически, и в плане полазить. Наверху сначала идет тропа, потом тропка, после 3-й группы скал — практически нетронутая горная тайга. Дальше на юг мало кто ходит. К этому времени уже промок насквозь, пальцы с трудом нажимали кнопки на фотоаппарате. Ресурс кончился, пришлось спуститься вниз. Уже на дороге понял, что сегодня я бы даже не заметил скал. Настолько низкой была облачность. Значит, мне повезло! Сюда необходимо вернуться. Дорога до Красновишерска неплохая, но отсыпана песчаным грунтом. В сырую погоду едешь по ней, как по пляжу. Вспоминаю болота, становится легче. От Красновишерска до Соликамска хороший асфальт, мало машин. В общем — песня! Часа за 1,5 до Соликамска пошёл плотный снег. Приятно было не спеша докатить до уютного соликамского вокзала, спокойно купить билеты, покушать горячих беляшей и наблюдать первую вьюгу из окна теплого вагона. Всё!
Резюме:
1. Подобные маршруты имеют право на существование. Возможны более северные варианты — от Ивделя на Вёлс и далее вдоль Вишеры. Лучшее время, видимо, август.
2. Границы областей нужно преодолевать в стиле комби: доезжать до реки, сплавляться до приличных дорог. Наиболее перспективное сплавное средство — плот на шариках, где всё одноразовое и не жалко выбросить. Сплав имеет огромное преимущество: даже при Советской власти лес по берегам не рубили. Всегда остается хотя бы 100 м хорошей тайги и при взгляде с воды сохраняется приятная иллюзия первозданности.
3. Нужно быть морально и материально готовым к сильному износу системы, кассеты и цепи велосипеда. Ролики заднего переключателя съедаются прямо на глазах на «глиняных» участках. Обязателен защитный диск на заднем колесе.
Виктор Алимов (Екатеринбург)