Отчёт о велотуристском походе первой категории сложности по Среднему и Южному Уралу, совершенном группой туристов города Екатеринбурга с 30 апреля по 5 мая 2001 года
Поход утвержден маршрутно-квалификационной комиссией Туристско-спортивного союза Свердловской области 17 апреля 2001 года
Маршрутная книжка № 12/01
Руководитель группы — Тетерин А.Ф.
Составитель отчета — руководитель группы Тетерин А.Ф.
Содержание
- Справочные сведения о походе
Район похода
Идея похода
Нитка маршрута похода
Подъезд и отъезд
Аварийные выходы с маршрута
Изменения маршрута
Сведения об участниках похода - Техническое описание похода
Высотный профиль похода
Описание прохождения маршрута по дням
Характеристика препятствий на маршруте - Перечень интересных объектов на маршруте
- Характеристика снаряжения
- Поломки и неисправности
- Выводы и рекомендации
1. Справочные сведения о походе
Район похода Уральский федеральный округ: Средний Урал — Свердловская область и Южный Урал — Челябинская область.
Идея похода Прохождение участниками походов выходного дня маршрута первой категории сложности, о котором имелся недостаточный объем информации. Оценка южных участков маршрута (Челябинская область) с целью определения возможностей прокладки маршрутов велопоходов более высоких категорий сложности.
Нитка маршрута Екатеринбург — Ревда — Дружинино — Атиг — Нижние Серги — Михайловск — Акбаш — Красноармейск — Тюльгаш — Рябиновка — Нязепетровск — Верхний Уфалей — озеро Иткуль — Полдневая — Полевской — Курганово — Горный Щит — Екатеринбург.
Подъезд и отъезд Подъезда и отъезда не было. Старт и финиш похода в городе Екатеринбурге.
Аварийные выходы с маршрута Маршрут был построен таким образом, чтобы практически в любой его части можно было осуществить аварийный выход:
на участке маршрута до Ревды и Дружинино — аварийный выход на пригородных электричках,
на участке от Атига до Нязепетровска — аварийный выход на пригородных и междугородных автобусах,
на участке от Верхнего Уфалея до Полевского — аварийный выход на пригородных и междугородных автобусах и поезде “Верхний Уфалей-Екатеринбург”.
Изменения маршрута Изменений маршрута не было.
Сведения об участниках
Тетерин Александр Федорович, 1953 года рождения.
Туристский опыт: участие в походах выходного дня.
Обязанности в группе: руководитель, летописец.
Клеин Василий Юрьевич, 1958 года рождения.
Туристский опыт: участие и руководство велопоходов III-V категорий сложности.
Обязанности в группе: механик, штурман.
Клеина Сауле Калиевна,
Туристский опыт: участие в походах выходного дня.
Обязанности в группе: фотограф.
Легкова Ольга Дмитриевна,
Туристский опыт: участие в походах выходного дня.
Обязанности в группе: медик, фотограф.
Кошелев Владислав Владимирович,
Туристский опыт: участие в походах выходного дня.
Обязанности в группе: завхоз, казначей.
2. Техническое описание похода
Высотный профиль маршрута похода
№ п/п | Пункт маршрута | Высота над уровнем моря, м | Расстояние от места старта, км | № п/п | Пункт маршрута | Высота над уровнем моря, м | Расстояние от места старта, км | |
1 | Поселок УКЗ | 255 | 0 | 24 | Арасланово | 320 | 230 | |
2 | Река Исеть | 236 | 13 | 25 | Нязепетровск, река Нязя | 310 | 261 | |
3 | Перекресток у стадиона РТИ | 260 | 19 | 26 | Водохранилище на реке Куказар | 340 | 268 | |
4 | Стрельбище “Динамо” | 331 | 28 | 27 | Половинка | 480 | 285 | |
5 | Река Решетка | 272 | 44 | 28 | Гора Высокая | 597 | 300 | |
6 | Новоалексеевское | 316 | 52 | 29 | Верхний Уфалей | 371 | 312 | |
7 | Обелиск “Азия — Европа” | 390 | 60 | 30 | Черемшанка | 440 | 321 | |
8 | Отроги горы Волчихи | 385 | 70 | 31 | Сельки | 432 | 334 | |
9 | Река Чусовая | 287 | 72 | 32 | Начало спуска к озеру Иткуль | 460 | 335 | |
10 | Ревда | 310 | 73 | 33 | Озеро Иткуль | 273 | 340 | |
11 | Хребет Шайтанский Увал | 420 | 84 | 34 | Каменушка | 290 | 349 | |
12 | Хомутовка | 360 | 87 | 35 | Место последнего ночлега | 410 | 354 | |
13 | Дружинино | 340 | 104 | 36 | Полдневая | 380 | 365 | |
14 | Атиг | 330 | 131 | 37 | Полевской | 364 | 394 | |
15 | Нижние Серги | 310 | 143 | 38 | Северский | 338 | 401 | |
16 | Река Демид | 260 | 154 | 39 | Красная горка | 327 | 406 | |
17 | Михайловск | 250 | 162 | 40 | Курганово, река Чусовая | 317 | 414 | |
18 | Акбаш | 275 | 179 | 41 | Обелиск “Европа — Азия” | 357 | 416 | |
19 | Красноармейск | 282 | 187 | 42 | Горный щит | 290 | 424 | |
20 | Тюлгаш | 320 | 197 | 43 | Железнодорожная станция Сысерть | 289 | 430 | |
21 | Рябиновка | 310 | 202 | 44 | Арамиль, река Исеть | 212 | 450 | |
22 | Река Дубовка | 280 | 216 | 45 | Кольцово | 231 | 456 | |
23 | Шемаха, река УФа | 256 | 220 | 46 | Поселок УКЗ | 255 | 462 |
Описание прохождения маршрута по дням
Время | Километраж | Описание | |
за день | общий | ||
30 апреля 2001 года, понедельник. | |||
8.30 | 0 | 0 | Поселок “Компрессорный”. Старт самых “дальних” участников велопохода — Ольги Легковой и Александра Тетерина (автор отчета). Погода солнечная, ветер слабый, прохладно. За Птицефабрикой разбитый участок дороги длиной 200-300 м, засыпанный щебнем и мраморными плитками. Дорога — асфальт среднего и хорошего качества. На подходе к месту общего старта были почти остановлены сотрудниками ГИБДД, которые тормозили ехавший за нами автомобиль. Нам с улыбкой разрешили ехать дальше. |
9.48 | 19 | 19 | О. Легкова и я прибыли на место встречи — перекресток напротив стадиона РТИ, где нас ждал единственный из провожающих ПВДешников Николай Папулов. Николай проводил нас до Старых Решет и повернул обратно. |
10.00 | На месте старта появились Василий и Сауле Клеины. | ||
10.05 | Подъехал Владислав Кошелев с самолично пошитым велорюкзаком. | ||
10.10 | 19 | 19 | Вася Клеин поздравил всех с началом велопохода. Общий старт по Московскому тракту. Погода солнечная, ветер слабый, прохладно. Дорога — хороший асфальт, движение средней интенсивности. На выезде из города несколько раз встретили посты ГИБДД, мимо которых нас уверенно провел В. Клеин. На дороге встречались колодцы и выбоины, к которым была “неравнодушна” Оля Легкова, результатом чего стала “восьмерка” на заднем колесе. В районе стрельбища “Динамо” свернули с нового Московского тракта на старый Московский тракт. Асфальт похуже — движение поменьше. |
11.10 | 32,7 | 32,7 | Первая остановка. Небольшой отдых. Вася Клеин устраняет “восьмерку” на заднем колесе велосипеда Оли Легковой. |
11.40 | 34 | 34 | Набрали воды в пластиковые бутылки из родника. Владислав Кошелев сломал дужку солнцезащитных очков. |
11.50 | 35 | 35 | На велосипеде О. Легковой спустило переднее колесо. Причина — перекос золотника велокамеры и его срезание. В. Клеин поменял велокамеру. Остальные разожгли костер и приготовили чай. Обеденный перекус. |
12.50 | 35 | 35 | После обеда двинулись дальше. Олю Легкову не устраивал темп, и она его периодически увеличивала. |
13.30 | 46 | 46 | Асфальт закончился и пошла грунтовая дорога, покрытая щебнем и гравием. Скорость упала. |
13.45 | 49 | 49 | Вновь асфальт. Скорость движения возросла. |
14.30 | 59,5 | 59,5 | Справа от дороги обелиск “Европа-Азия”. Почти сразу после нас с противоположной стороны подъехала большая группа рокеров человек 50-60. Вероятно, из Первоуральска или Ревды. Мы отошли в сторонку в лес на 200-300 м и устроили привал, отдых на ковриках лежа, перекус. |
15.10 | Снова в путь. На моем GT-Palomar отключился велокомпьютер ВС-800. Поправил датчик на вилке. Все опять в норме. | ||
15.40 | 65 | 65 | Слева на обочине дороги трое подростков возились с велосипедом. В. Клеин свернул и помог устранить неисправность Оказывается был обрыв цепи. Наш опытный веломеханик показал, как устранять такую неисправность, практически не имея инструментов, при помощи пары камней. Отъехав немного мы Васю подождали. |
15.55 — 16.00 | 70 | 70 | Слева отроги горы Волчихи, справа Первоуральск. Длинный спуск к реке Чусовой. |
16.10 | 71,8 | 71,8 | Мост через реку Чусовую. Впереди и слева от дороги Ревда. Позади гора Волчиха. |
17.00 | 77,5 | 77,5 | За Ревдой справа от дороги привал с перекусом. Чувствуется некоторая усталость. |
18.02 | 87,1 | 87,1 | Справа деревня Хомутовка. Начинаем искать место для ночевки. |
18.55 | 91 | 91 | Свернули налево от шоссе. Где ведем велосипеды, где едем вверх по склону по лесной дороги, колеи которой представляют собой два ручья. |
19.10 | 92 | 92 | Проехав охотников с их машиной. Выбрали место ночлега рядом с лесной дорогой. Лес смешанный с преобладанием хвойных пород деревьев. Птицы поют. Тепло и хорошо. Ставим наши две палатки. Разводим костер. Готовим ужин. Умываемся, благо вода под боком, хоть и достаточно холодная. |
20.30 — 21.00 | Ужин. Я снял с шеи клеща. Коллектив вынудил сказать тост, как руководителя. Чего-то произнес из той серии, что вы готовились, вы этого хотели, так получите и не обессудьте. Вечером охотники немного постреляли. По-видимому, с приборами ночного видения у них было напряженно, и мы спокойно проспали всю ночь. | ||
22.15 | Наша первая совместная ночевка в походных условиях: в палатке (установлена на слое лапника, накрытом полиэтиленовой пленкой), на пенке, в спальнике. Спим не в пижамах, но все-таки в одежде. Лично я в первую ночь спал очень плохо. Но человек привыкает ко всему, и последующие ночевки дискомфорта не вызывали. | ||
За 30 апреля 2001 года пройдено 92 км, средняя скорость движения 15,35 км/час, максимальная скорость 53,5 км/час, чистое ходовое время 5 часов 54 минуты. | |||
Время | Километраж | Описание | |
за день | общий | ||
1 мая 2001 года, вторник. | |||
7.00 — 7.30 | Подъем. Умывание. Приготовление завтрака. Техническое обслуживание велосипедов. | ||
8.30 — 9.00 | Завтрак. Сворачиваем палатки и упаковываемся. | ||
10.00 | 0 | 92 | Выезжаем и выводим велосипеды вниз по лесной дороге к шоссе. Охотников-соседей уже нет. Вероятно, уехали поздно вечером. Два ручья продолжают свой бег по дорожным колеям. Погода солнечная, можно сказать, даже теплая, ветер слабый. |
10.15 | 1 | 93 | На обочине шоссе меняем обувь. Начинается наш второй ходовой день. Пошли подъемы и спуски. Особенно на такой трассе с тяжелыми велорюкзаками не разгонишься. Покрытие шоссе — асфальт хорошего и среднего качества. |
11.00 | 11,5 | 103,5 | Небольшой отдых на обочине дороги. Налево Дружинино. Направо Первомайское. |
11.10 | 12,5 | 104,5 | После моста над железной дорогой с целью сэкономить в расстоянии свернули налево на старую дорогу, которая к тому же оказалась грунтовой с щебенчатой подсыпкой. |
11.15 | 13 | 105 | Гравийно-щебенчатая подсыпка на дороге быстро закончился и пошла наша “самая лучшая в мире” грязь, которая забила крылья, тормоза и все остальное. Горные велосипеды (по рекламе внедорожники) все-таки не приспособлены для езды по российской грязи — мало расстояние между покрышками и крыльями, между ободами колес и тормозными колодками |
11.35 | 16 | 108 | При первом удобном случае выволакиваемся на опрометчиво покинутое шоссе. Очищаем от грязи велосипеды. Мой GT Palomar дальше ехать не желает. Нахожу хорошую лужу на обочине шоссе, где отскабливаю и отмываю свою технику. Группа с моего согласия уходит вперед, чтобы найти недалеко место для привала. |
12.25 | 18 | 110 | Нагнал группу, которая расположилась справа от дороги на привал с перекусом. Мой велокомпьютер ВС-800 опять барахлит. Грязь, вероятно, также не для него. Вроде бы, привел ВС-800 снова в порядок. |
12.25 — 13.00 | Привал. Перекус. Отдых. За три часа прошли всего 18 км!!! Надо нагонять. | ||
13.55 | 39 | 131 | Слева от дороги Атиг. Не знаю почему, но мне тяжело. Вероятно, сказалась полубессонная ночь. Остальные пока в норме. Пошли подъемы и спуски. Скорость передвижения падает. |
14.25 | 45 | 137 | Привал у дороги. |
14.40 | 46 | 138 | Нижние Серги. Встретили двоих велотуристов: В. Минеева и Аню … (Вася Клеин забыл ее фамилию), которые с нами ходили в поход выходного дня 15 апреля. |
15.10 | 51 | 143 | На телеграфе в городе Нижние Серги сделали первую отметку о прохождении в маршрутной книжке. Штамп плохого качества. А что делать? С физико-географической точки зрения город расположен неудачно — в межгорных понижения (котловинах) и речной долине, что неминуемо должно вести к высокой повторяемости застоев воздуха и накоплению примесей от различных источников выбросов в приземном слое атмосферы. |
15.15 | 52 | 144 | Закупка продуктов в магазине. Очень тепло. Раздеваемся. На велосипеде Оли Легковой ослабло крепление рулевой колонки. Вася Клеин устраняет неисправность с помощью ключа и топора, так как ключа такого большого номера у нас не было и автомобилисты, к которым мы обратились, нам не помогли решить эту проблему. |
16.14 — 17.10 | 57 | 149 | Привал слева от дороги на опушке хвойного леса, где росло много белых подснежников. Небольшой перекус. Вообще целые поляны подснежников около дороги пошли, когда мы свернули на юг от Дружинино. Опять горы и горы. Скорость движения падает. |
17.45 | 61,5 | 153,5 | В 300 м от моста через моста через реку Демид выбираем место для ночлега. Ставим палатки. Разводим костер. Готовим ужин. Умываемся. |
20.00 — 20.30 | Ужин. | ||
22.30 | Под звуки бегущей весенних вод засыпаем на высоком берегу. | ||
За 1 мая 2001 года пройдено 61,5 км, средняя скорость движения 14,5 км/час, максимальная скорость 47,5 км/час, чистое ходовое время 4 часа 17 минут. | |||
Время | Километраж | Описание | |
за день | общий | ||
2 мая 2001 года, среда. | |||
3.00 | Пошел мелкий дождь. В нашей палатке, где ночевали О. Легкова, В. Кошелев и А. Тетерин, находим тент, к которому в срочном порядке крепим растяжки. Под дождем с максимальной скоростью устанавливаем тент. Затем продолжаем в несколько подмоченном состоянии наш прерванный сон. | ||
8.00 | Подъем из отсыревшей палатки и спальников. Погода солнечная и теплая. Пытаемся высушить палатку, спальники и тент. Умываемся. Готовим пищу и завтракаем. Успеваю даже помыть свой велосипед. Вася Клеин проводит техобслуживание всех велосипедов. На двух велосипедах (О. Легковой и А. Тетерина) ослабло крепление багажников. Отрегулирован ролик заднего переключателя на велосипеде В. Кошелева | ||
10.00 | Вскоре небо затягивают тучи, ветер усиливается, становится прохладнее и начинает накрапывать дождь. Сворачиваем палатки и тенты. Укладываем вещи в велорюкзаки и готовимся к выезду. | ||
11.24 | 0 | 153,5 | Поздний выезд. Вероятно, первый косвенный признак усталости. |
11.25 | 0,3 | 153,8 | Мы еще не доехали до шоссе, как обнаружили, что на велосипеде В. Кошелева развинтилось стопорное кольцо кассеты из-за неправильного крепления багажника (крепежный винт был закручен до стопорного кольца, что и стало причиной его развинчивания). Опять работа для нашего механика В. Клеина. |
11.35 | Наконец-то тронулись в путь. Дорога — асфальт хорошего и среднего качества. | ||
12.29 | 8,3 | 161,8 | Город Михаловск проезжаем минут 25-30, практически не заезжая в него. По мостам пресекли реки Сергу и Уфу |
14.00 | 25,6 | 179,1 | Проехали Акбаш, где запаслись водой в пластиковые бутылки. |
14.05 | 26,8 | 180,3 | Пошел мелкий дождь. |
14.15 | 27,5 | 181 | Дождь прекратился. Выглянуло солнце. |
14.20 | 28,1 | 181,6 | Свернули направо. В 300м от дороги устроили привал с костром и чаем. Перекус и отдых. |
15.10 | После привала снова на велосипеды и на маршрут. Погода налаживается — становится солнечно и тепло. | ||
15.35 | 33 | 186,5 | Доехали до Красноармейска (известен своим конным заводом), где в магазине пополнили запас продуктов. Правда, выбор был не очень богат. |
15.50 | 35 | 188,5 | Прокол на заднем колесе и разболтался задний переключатель на велосипеде В. Кошелева. Вместе с В. Клеиным они устранили эти неисправности. |
16.04 | >От магазина в Красноармейске двинулись в свой дальнейший и длиннейший путь по среднего качества асфальту. Подъемы и спуски чередуются с завидной периодичностью и постоянством. | ||
16.38 | 40,3 | 193,8 | Остановка на вершине очередного холма. Небольшой отдых. |
16.50 | Группа ушла вперед и вниз по спуску. Начав движение последним, обнаружил, что проколол заднее колесо. А ключи все у механика. Остановил легковую машину, попросил предупредить идущих впереди ребят и помощи механика. Снял с багажника велорюкзак, потом — заднее колесо (на эксцентриках). Жду Васю Клеина. | ||
17.12 | Вернулся Вася, с которым мы быстро заменили камеру. | ||
17.25 | Поехали догонять группу. | ||
17.30 | 41,3 | 194,8 | Встретили свою группу, идущую нам навстречу. К ним в Тюльгаше привязались аборигены, и они решили быстрее воссоединяться с нами. |
17.40 | 43 | 196,5 | Тюльгаш проходит на хорошей скорости во избежание ненужных эксцессов с местными жителями. Вслед слышим какие-то крики, но продолжаем движение. В Тюльгаше закончился асфальт и пошла дорога, покрытая гравием и щебнем. |
18.12 | 48,6 | 202,1 | Достигли Рябиновки, где справились насчет дороги. |
19.30 | 62,5 | 216 | Остановка на ночлег в 400 м налево от дороги на правом берегу реки Дубовки. Ставим палатки и тенты. Разводим костер. Готовим ужин. |
19.30 | Умываемся. Приятный теплый солнечный вечер. Река Дубовка перегорожена системой полуразрушенных бобровых плотин. Самих бобров не видно. Наверное, всех повыбили. | ||
20.30 — 21 | Ужин перед костром на берегу реки. В сумерках слышим какие-то крики. Хорошо, что крики нечеловеческие. Это безопаснее. | ||
23.10 | Чуть слышные звуки бегущей воды реки Дубовки хорошо убаюкивают и мы быстро засыпаем. | ||
За 2 мая 2001 года пройдено 62,5 км, средняя скорость движения 15,09 км/час, максимальная скорость 49,8 км/час, чистое ходовое время 4 часа 08 минут. | |||
Время | Километраж | Описание | |
за день | общий | ||
3 мая 2001 года, четверг. | |||
7.00 | Подъем. Безоблачно и тихо. На траве и тентах иней. | ||
7.30 — 8.30 | Умывание. Костер. Приготовление завтрака. Техническое обслуживание велосипедов. | ||
8.30 — 10.00 | Завтрак. Сворачиваем палатки, тенты и упаковываемся. | ||
10.10 | 0 | 216 | >Выезд из лагеря. |
10.20 | 0,4 | 216,4 | Доехали до дороги, покрытой щебнем и гравием. |
10.45 | 3,9 | 219,9 | Шемаха. По мосту пересекаем реку Уфу. За селом сразу пошли подъемы и спуски, преодоление которых на грунтовой дороге представляется не всегда простым делом. |
11.52 | 13,5 | 229,5 | Арасланово. На самом деле таких населенных пунктов два: один — это тот, что мы проехали, он расположен около автомобильной и железной дороги, второй находится на берегу реки Уфы. |
12.15 | 18,6 | 234,6 | Привал в 200 м направо от дороги, за достаточно глубоким ручьем. Ручей на колесах преодолели все, кроме меня и Сауле Клеиной. Мы решили не рисковать — дорога еще длинная и, разувшись, перевели свои велосипеды вброд. На костре готовим чай. Сушим наши тент и палатку. На поляне много подснежников. Практически со всех периодически снимаем клещей. Но ни одна кровососущая тварь ни в кого не впилась. |
13.40 | Привал закончен. Снова в дорогу. | ||
14.20 | 26,8 | 242,8 | Покрытие дороги, которое и до этого не было подарком судьбы, резко ухудшилось — пошел крупный щебень и большие камни. Скорость резко упала. Все внимание направлено на то, чтобы не повредить велосипед. Ползем, как черепахи. Дорога для танков. |
14.30 | 28,1 | 244,1 | Не дотянув немного до конца “танковой” дороги, упала Оля Легкова. В результате сломан хомутик крепления на руле ручек заднего тормоза. Вася Клеин устранил неисправность, перебросив тросик от заднего тормоза на ручку переднего. У Ольги остался всего один тормоз для наших сложных дорожных условий. |
14.33 | 28,3 | 244,3 | “Танковая” дорога закончилась. Мост через небольшую речку. Вместе с Сауле Клеиной ждем, когда закончится ремонт. Проезжают грузовые и легковые автомобили. Двое рыбаков пытаются что-то поймать в речке, но безуспешно. Тряска на “танковой” дороге не прошла даром для моего велокомпьютера ВС-800. Он опять отказывается “давать показания”. |
16.15 | 35,2 | 251,2 | Грунтовая дорога наконец-то закончилась и начался асфальт. Удовольствие, которое закончилось примерно через 1 км. И опять щебень и гравий. |
16.43 | 40,8 | 256,8 | Горы-горы. Дорога, покрытая щебнем. Смешанные леса вокруг. Слабый ветер. Погода солнечная. Тепло. Понемногу загораем и обгораем. Трескаются губы. Начинаем использовать все имеющиеся защитные кремы и прочими средства. |
17.30 | 45 | 261 | Нязепетровск. По плотине проезжаем над рекой Нязей. С территории города и далее по нашему маршруту пошел асфальт среднего, иногда хорошего качества. Мой велокомпьютер опять барахлит. Немного повозившись, устраняю неисправность. С физико-географической точки зрения город Нязепетровск, как и Нижние Серги, расположен неудачно. В маршрутной книжке ставлю штамп на телеграфе. Пополняем запас продуктов в магазинах. Для меня в аптеке покупают “доктор Мом” — с начала маршрута мучает грудной кашель и забито горло, иногда до полной потери голоса. |
18,35 | 51,5 | 267,5 | По мосту проезжаем водохранилище на реке Куказар. После моста опять лезем в гору. |
19.00 | 58 | 274 | В 300-400 м налево от дороги на берегу ручья выбираем место для ночлега. Погода солнечная, малооблачная, тепло, почти нет ветра. |
19.30 | Ставим палатки и тенты под углом 90° друг к другу. Сушим на веревках одежду. Разводим костер. Готовим ужин. Умываемся. | ||
21.30 — 22.00 | Ужин перед палатками рядом с костром. Превосходный теплый безоблачный весенний вечер. Вася Клеин снял с себя клеща. | ||
23.00 | Под слабый шум ручья засыпаем в своих палатках. | ||
За 3 мая 2001 года пройдено 58 км, средняя скорость движения 11,7 км/час, максимальная скорость 39,8 км/час, чистое ходовое время 4 часа 50 минут. Самый сложный участок похода. | |||
Время | Километраж | Описание | |
за день | общий | ||
4 мая 2001 года, пятница. | |||
8.00 | Подъем. Безоблачное, теплое и тихое утро. | ||
8.30 — 9.30 | Умывание. Разводим костер. Готовим завтрак. Вася Клеин регулирует переключатели задних скоростей на велосипедах своем и супруги. | ||
9.30 — 11.30 | Завтрак. Сворачиваем палатки. тенты и упаковываемся. Техническое обслуживание велосипедов. Неспешные и долгие сборы. Группа явно устала. Чувствую накапливающуюся усталость и я. | ||
11.57 | 0 | 274 | Поздний выезд из лагеря. Дорога — асфальт среднего качества, который и преобладал на нашем маршруте. Вновь пошли подъемы и спуски. Приходится серьезно работать педалями и все время быть начеку. |
12.10 | 2 | 276 | Справа у дороги оборудована стоянка, за которой в 50 м родник. Запаслись водой. Легкость, с которой группа прекратила движение и по первому поводу устроила привал свидетельствует об усталости, хотя вслух об этом никто даже не заикается. Здесь же, сидя в машине, отдыхали дорожные рабочие, с которыми мы немного и пообщались. Так солнечно и тепло, то максимально облегчаем свой походный наряд. |
13.25 | 13 | 285 | На вершине очередного холма один дом, перед которым на дороге надпись “Половинка”. Мужчина, сидящий недалеко от дороги перед домом, задает вопрос: “Куда едете? В Москву?” С такой логикой трудно не согласиться, хотя путь на столицу имеет противоположное направление. Здесь же у дороги оборудована стоянка. Есть даже туалет. Почти цивилизация. |
14.20 | 23,2 | 297,2 | Привал рядом с дорогой. Перекус. Солнечно и тепло. Загораем. |
15.05 | 32 | 306 | Прямо по нашему курсу Верхний Уфалей. |
15.50 | 37,6 | 311,6 | Переехав по мосту через реку Большой Суховяз, попадаем в центр города Верхнего Уфалея. На телеграфе делаю отметку в маршрутной книжке. Очередной казус — на штампе, который поставлен в маршрутке, вместо названия города Верхний Уфалей значится город Челябинск. Прошу поставить другой штамп. Говорят, что другого нет. От руку в поставленном штампе зачеркивают Челябинск и вписывают ВУфалей (так без точки и пропуска после буквы В и написали). |
15.55 | 38,4 | 312,4 | Умываемся и обедаем в кафе за столом, застеленным белой скатертью. Правда, меню не очень богатое, но мы рады и такому. Своими велосипедами, которые нам любезно разрешили поставить в коридоре, перегородили вход в соседнее заведение — пивную. Местные любители пива несколько возмущены, но мы оперативно восстанавливает доступ к их любимому напитку. Посещаем магазины, где пополняем свои продуктовые запасы. |
16.50 | 40,9 | 314,9 | На выезде из Верхнего Уфалея замечен перекос заднего переключателя и развинчивание стопорного кольца каретки на велосипеде В. Кошелева. Вася Клеин и велосипедовладелец устраняют возникшую неисправность. После чего снова в путь. |
17.15 | 46,5 | 320,5 | Проезжаем Черемшанку. Переменная облачность, тепло, слабый ветер. |
17.40 | 51 | 325 | Асфальт закончился. Пошла дорога, покрытая гравием и щебнем, так любимыми дорожными мастерами в наших краях. |
17.45 | 52,5 | 326,5 | Слева от дороги на расстоянии 1,5-2 км расположен огромный карьер. Подъехали к краю посмотрели. Навстречу попадаются тяжелые грузовики, которые поднимают целые тучи светло-желтой пыли. |
18.05 | 54 | 328 | На перекрестке опять начался асфальт. Ехать гораздо быстрее и лучше, а также пыли нет. |
18.35 | 59,5 | 333,5 | Проезжаем в несколько домов деревню Сельки. И снова по узкой дороге карабкаемся в гору. Изредка встречаются машины. Небо понемногу затягивают тучи. |
18.46 | 61,4 | 335,4 | Одолев подъем и по ходу движения чуть отдышавшись, начинаем спуск к озеру Иткуль (кто не знаем, это означает Собачье озеро). Длина спуска около 4 км. Дорога узкая. Есть несколько поворотов. Скорость доходила до 60 км/час и выше. У Васи Клеина велокомпьютер показал 67 км/час. Хорошее место для Down Hill, если перекрыть автомобильное движение и обеспечить определенные меры безопасности. |
18.55 | 65,9 | 339,9 | Остановка на берегу озера Иткуль. На берегу и в воде мусор. Нам пора подыскивать место нашего последнего ночлега. Прикидываем по карте, где можно остановиться. Отдых. Небольшой перекус. |
20.10 | 74,9 | 348.9 | Проезжаем деревню Каменушку. Ищем место ночлега. Вокруг заболоченные места. Долго ничего подходящего не попадается. Устали все, особенно девушки. |
21.00 | 79,6 | 353,6 | В 200-300 м налево от дороги за участком лесоразработки недалеко от небольшой речки выбираем место для последней ночевки. Сплошная низкая облачность. Временами идет слабый дождь и морось. |
21.30 | Девушки отдыхают и приводят себя в порядок мы с максимально возможной скоростью ставим палатки и тенты. Вокруг очень много дров. Разводим костер. Готовим ужин. Умываемся. По внешнему виду (смешанный лес, кустики, трава) место должно быть очень клещевым, но здесь с себя мы не сняли ни одного клеща. Гадаем относительно дождя ночью. | ||
22.30 | Ужин перед палатками рядом с костром. Вася Клеин рассказывает о велотуризме и известных велотуристах. Решаем завтра встать и выехать пораньше. В качестве будильника решено использовать меня, как самого раннего жаворонка в группе, а для страховки Оля Легкова на 7:00 установила свой электронный будильник. | ||
23.00 | Под шум деревьев засыпаем в своих палатках. Но не всем спится в ночь глухую. Это Влад Кошелев и Оля Легкова обсуждают мировые проблемы, попутно отсчитывая сколько времени осталось до подъема. Досчитали до отметки 5 часов до всеобщего вставания. Сауле Клеина по этому поводу сказала: “Типичный случай словесного поноса”. | ||
За 4 мая 2001 года пройдено 79,6 км, средняя скорость движения 15,4 км/час, максимальная скорость 63,4 км/час (у Васи Клеина 67 км/час), чистое ходовое время 5 часов 10 минут. | |||
Время | Километраж | Описание | |
за день | общий | ||
5 мая 2001 года, суббота. | |||
6.30 | Больше спать не хочется, поэтому встаю. У речки умываюсь. Заготавливаю дрова для костра. Разжигаю огонь, но слишком сильный. Пережигаю капроновый костровой тросик. | ||
7.00 | Общий подъем. Сплошная низкая облачность. Иногда брызгает слабый дождь. Ветр слабый. Но птицы поют вовсю. Где-то стучит дятел. | ||
7.00 — 7.30 | Все умываются. Быстро готовим завтрак. Вася Клеин регулирует зазор тормозных колодок на велосипеде Сауле Клеиной. | ||
7.30 — 8.40 | Завтрак. Сворачиваем палатки. тенты и упаковываемся. Сборы быстрые и оперативные. Группа нацелена на завершение похода и скорый отдых со всеми благами цивилизации. | ||
8.50 | Выводим велосипеды из лагеря на шоссе. На дороге противоклещевой осмотр. Клещи не обнаружены. Влад Кошелев высказал идею, что если нет клещей, то это место плохое — геопатогенная зона. Смена обуви и одежды. | ||
9.00 | 0 | 353,6 | Поехали на последний ходовой день. Дорога — асфальт среднего качества. Вновь нас ждали подъемы и спуски. Но это дорога уже домой !!! |
10.00 | 11 | 364,6 | Достигли Полдневой. В киоске закупил фрукты. У меня слетела цепь на передней самой малой звезде, но при помощи двух палок все восстановлено. |
10.50 | 22,6 | 375,2 | За мостом через ручей справа у дороги оборудована стоянка: крыша, стол, скамейки. Справа и слева от дороги родник, где народ набирает воду в канистры. Отдых и перекус. |
11.55 | 31,6 | 385,2 | Доехали до Полевского. Небольшой отдых. |
12.34 | 40,3 | 393.9 | В центре Полевского кафе “Ласточка” было закрыто. Но закупили пирожки в кулинарии. Там же продается чай, кофе и соки, которые все почему брать не стали. А я поел пирожков с чаем почти по-человечески. |
13.40 | 48,5 | 402,1 | При выборе места для привала Сауле Клеина не справилась с управлением и упала. До крови разбит левый локоть. Наш медик Оля Легкова оказала необходимую медицинскую помощь. Привал слева у дороги на оборудованной стоянке (крыша, скамейки, стол) рядом с солнечными часами. |
14.05 | Снова в дорогу. | ||
14.45 | 59 | 412,6 | Прямо перед нами Курганово и река Чусовая. Пошел дождь. Одеваем ветровки. |
15.05 | 62,4 | 416 | Слева у дороги обелиск “Европа-Азия”. Мы вернулись из Европы в Азию. |
15.20 | 65,2 | 418.8 | Задев за велосипед В. Кошелева, упала Оля Легкова. Ушибла правое колено. Сидит на дороге и, как ни странно, смеется. Общая остановка. Девушки “посыпались” — причина в накопившейся усталости и потери бдительности на дороге при подходе к родному дому. Решаем немного сбавить скорость и ехать более внимательно. |
15.35 | 65,4 | 419 | Снова отказал мой велокомпьютер. |
15.50 | 70,5 | 424,1 | Горный щит. Здесь группа делится на две: Вася и Сауле Клеины, а также Владислав Кошелев едут домой через Совхозный, Оля Легкова и я решаем добираться по дороге с менее напряженным движением через ж.д. станцию Сысерть, Патруши, Арамиль и Кольцово. Взаимное прощание. |
16.00 | 73 | 426,6 | Поворот направо. Машин на дороге очень мало. |
16.15 | 76,5 | 430,1 | Железнодорожная станция “Сысерть”. Небольшой отдых на переезде. Перед нами проходит поезд “Верхний Уфалей-Екатеринбург”. |
16.55 | 86,5 | 440,1 | Развилка на Большее и Малое Седельниково. В результате неоднократных усилий чудо западной техники, т.е. мой велокомпьютер ВС-800, вновь соизволил заработать. |
17.07 | 89,5 | 443,1 | Мост над шоссе “Екатеринбург-Челябинск”. Небольшой отдых. |
17.17 | 92,5 | 446,1 | Патруши. Чувствуется усталость. Идем не быстро с частыми остановками. Ольга хорошо сидит на колесе. |
17.25 | 94,5 | 448,1 | Сложный перекресток в Арамиле. Поворот налево. |
17.32 | 96 | 449,6 | Мост через реку Исеть. Высокая вода. Под мостом на реке заметны водовороты. |
17.55 | 102 | 455,6 | Поселок Кольцово. Небольшой отдых на кольце автобуса № 1. |
18.48 | 108 | 461,6 | Поселок Компрессорный. Прощаемся с Олей. Всё ! Мы это сделали !!! Ванна. ужин, диван, телевизор — что может быть лучше, чтобы встретить…Но это, вроде бы, уже совсем другая история. |
За 5 мая 2001 года пройдено 108 км (самое большое расстояние за день за весь велопоход), средняя скорость движения 17,7 км/час, максимальная скорость 36,9 км/час, чистое ходовое время 6 часов 10 минут. | |||
ВСЕГО ЗА ВЕЛОПОХОД пройдено 461,6 км. Средняя скорость движения 15,1 км/час. В среднем за ходовой день проходили 76,9 км. На участках маршрута со сложным рельефом и щебенчатым покрытием дневная норма находилась в пределах 60 км, а на асфальте она увеличивалась до 80 — 108 км. В среднем чистое ходовое время за день 5 часов 05 минут. |
Характеристика препятствий на маршруте
В качестве естественных препятствий на маршруте велопохода I категории сложности, совершенном с 30 апреля по 5 мая 2001 года, можно выделить: — подъемы, — спуски, — грунтовая дорога слева от шоссе за мостом над железной дорогой после поворота на Дружинино, — щебенчато-гравийное В качестве естественных препятствий на маршруте велопохода I категории сложности, совершенном с 30 апреля по 5 мая 2001 года, можно выделить: — подъемы, — спуски, — грунтовая дорога слева от шоссе за мостом над железной дорогой после поворота на Дружинино, — щебенчато-гравийное покрытие дорог, особенно участок длиной 1,5 км за селом Арасланово, — лесные дороги, по которым от шоссе добирались до мест привалов и ночлегов, — переправы через небольшие речки и ручьи. Подъемы длиной от нескольких сотен метров до 2-4 км являются серьезным препятствием и требуют хорошей физической подготовки. Именно на подъемах отставали слабые участники. Спуски достаточной крутизны и длиной до 3-5 км, когда скорость достигала 50-60 км/час и выше, предъявляли к участникам похода повышенные требования к навыкам управления велосипедом со значительным грузом. А качество дорог на маршруте похода зачастую оставляло желать лучшего. Грунтовая дорога слева от шоссе за мостом над железной дорогой после поворота на Дружинино — этот участок маршрута длиной в 1,5-2 км оказался чрезвычайно тяжелым, потому что щебенчато-гравийное покрытие быстро закончилось, и пошла грунтовая дорога без всякого покрытия. Мы не сумели вовремя сориентироваться и повернуть назад. В результате вся ходовая часть велосипедов забита грязью. Вести их невозможно и приходится в буквальном смысле тащить или нести на себе. В сырую погоду или под дождем по этой дороге ехать невозможно. Щебенчато-гравийное покрытие дорог представляло определенные трудности при управлении велосипедом, особенно на спусках. К счастью, обошлось без падений. Особенно запомнился участок дороги, покрытый большими камнями (щебнем это покрытие не назовешь), длиной 1,5 км за селом Арасланово. Именно здесь упала Оля Легкова. В результате падения сломан хомутик крепления на руле ручек заднего тормоза. Участок в 1,5 км по прошли за 13 минут. Если мы заранее знали протяженность этого участка, то правильнее было бы велосипеды провести, а не ехать на них. Еще более верное решение — после Рябиновки идти другим путем: на Перевоз и далее на Нязепетровск. Лесные дороги, по которым от шоссе добирались до мест привалов и ночлегов. На привалах старались от дороги не уходить далеко, но иногда это расстояние достигало 200-300 м. При выборе мест ночлега по лесным дорогам приходилось проезжать еще большее расстояние: от 300-400 до 1000 м в одну сторону.
Расстояние, пройденное в велопоходе по дорогам с различным покрытием
Дата | Расстояние (км), пройденное по дорогам с различным покрытием: | |||
асфальт | щебень-гравий | лесные дороги | всего | |
30.04.2001 | 87,2 | 3,3 | 1,5 | 92 |
1.05.2001 | 56,5 | 0,5 | 4,5 | 61,5 |
2.05.2001 | 41,2 | 20 | 1,3 | 62,5 |
3.05.2001 | 13,6 | 43,2 | 1,2 | 58 |
4.05.2001 | 75,8 | 3 | 0,8 | 79,6 |
5.05.2001 | 107,9 | — | 0,1 | 108 |
За весь велопоход: | ||||
382,2 | 70 | 9,4 | 461,6 | |
% от общего расстояния | 82,8 | 15,2 | 2,0 |
Переправы через небольшие речки и ручьи были неизбежны при выборе мест привалов и ночлегов. Так как вода в водотоках стояла высокая, то переправы иногда представляли определенную трудность. Несколько раз приходилось разуваться и переводить велосипеды в брод. Не обошлось без падений, промоченной обуви и одежды.
3. Перечень интересных объектов на маршруте
Обелиск на границе Европы и Азия — наша группа пересекала два раза: 30 апреля 2001 года около Первоуральска и Ревды, когда наша группа из Азии выехали в Европу и 5 мая около Курганово, когда из Европы мы снова вернулись в Азию.
Гора Волчиха — самая высокая точка (526 м над уровнем моря) в окрестностях Екатеринбурга. Отроги Волчихи нами были пройдены 30 апреля 2001 года
Река Чусовая — по мосту пресекли реку в первый день похода, т.е. 30 апреля 2001 года. На участке маршрута от Дружинино до Верхнего Уфалея в лесу и вдоль дороги целые поляны цветущих подснежников.
Горы Среднего и Южного Урала с их смешанными лесами ранней весной.
Река Серга — 1 мая 2001 года в городе Нижние Серги проезжаем по берегу Нижнесергинского пруда, образованного этой рекой, 2 мая на окраине Михайловска мы также пересекли по мосту реку Сергу.
Река Демид — на ее берегу у нас была вторая ночевка с 1 на 2 мая 2001 года.
Река Уфа — 2 мая на окраине Михайловска после реки Серги мы пересекли реку Уфу.
Поселок Красноармейск — известен своим конным заводом. Проезжали 2 мая 2001 года. В магазине пополнили запас продуктов. Племенных рысаков не видели.
Река Дубовка — замечены полуразрушенные бобровые плотины. Самих бобров не наблюдали. Вероятно, всех постреляли-повыловили. Около реки Дубовки останавливались на ночевку с 2 на 3 мая 2001 года.
Река Нязя — по имени реки получил свое название город Нязепетровск. 3 мая 2001 года по плотине пересекаем реку Нязю и въезжаем в центр города Нязепетровска.
Гора Высокая (597 м) — полностью оправдывает свое название, ибо это самая высокая точка маршрута похода. Пройдена 4 мая 2001 года.
Карьер около Черемшанки — здесь добывается руда для никелевого комбината в Верхнем Уфалее. Длина карьера около 2 км, ширина 500-600 м, глубина 300-400 м. Вокруг карьера отвалы различных горных пород. С краю осмотрели вечером 4 мая 2001 года.
Озеро Иткуль — в переводе с татарского означает Собачье озеро. Подошли вечером 4 мая 2001 года. Берега и прибрежные воды полны мусора.
Город Полевской — Бажовские места. Здесь он написал свои сказки-были. Прошли 5 мая 2001 года. В кулинарии кафе “Ласточка” хорошие и дешевые пирожки, чай, соки и кофе. Стоянка с солнечными часами — расположена за Полевским слева от дороги после того, как вы въедете в длинный подъем за Красной Горкой. У солнечных часов три рабочие стороны. Исправна только одна. Остальные указатели разбиты. На стоянке имеются стол, скамейки, навес от дождя. Раньше, вероятно, функционировала скважина. Сейчас воды здесь нет. Хорошее место для отдыха, чем мы и воспользовались после полудня 5 мая 2001 года.
Река Чусовая и Верхнемакаровское водохранилище — по мосту реку Чусовую пересекли 5 мая 2001 года. Как ни странно, в реке и водохранилище воды немного.
Обелиск на границе Европы и Азия — обелиск расположен слева от дороги в 1,5 км от Курганово. 5 мая 2001 года мы из Европы снова возвращаемся в Азию.
Перед поселком Кольцово, за забором напротив взлетно-посадочной полосы аэропорта — люди собираются практически в любое время суток и наблюдают взлет и посадку самолетов. Это место проехали, не останавливаясь, только чуть скосив глаза, вечером 5 мая 2001 года. Честно говоря, нам было уже не до самолетов.
4. Характеристика снаряжения
Для велопохода было использовано общетуристское и специальное велотуристское снаряжение групповое и личное.
Общетуристское снаряжение
Групповое | Личное | |||
наименование | количество | наименование | количество | |
Палатка каркасная | 1 | Спальный мешок | 5 | |
Палатка домиком бескаркасная | 1 | Туристский коврик | 5 | |
Тент на палатку | 2 | |||
Полиэтиленовая пленка под палатку | 1 | |||
Костровые котелки | 4 | |||
Топор туристский | 2 | |||
Ножовка | 2 |
Специальное велотуристское снаряжение
Групповое | Личное | |||
наименование | количество | наименование | количество | |
Общий ремонтный набор | 1 | Малый ремнабор | 5 | |
Общий набор ключей и шестигранников | 1 | Личный набор ключей | 5 | |
Запас масла и масленка | 300 мл 1 | Велосипед GT-Palomar | 1 | |
Общий велотент | 1 | Велосипед Schwinn | 1 | |
Велозамок короткий | 2 | Велосипед Peugeot | 1 | |
Велозамок длинный | 1 | Велосипед Старт-шоссе | 1 | |
Велосипед Phonex | 1 | |||
Велорюкзак | 5 |
5. Поломки и неисправности
Поломки и неисправности, произошедшие в велопоходе, сведены в таблицу.
Неисправность | ||
характер | дата | причина |
1. Велосипед GT-Palomar. Владелец — Тетерин А. | ||
1. Отключился велокомпьютер ВС-800. | 30.04 | Изменение оптимального расстояния между датчиком и приемником сигнала вследствие ненадежного крепления приемника на передней вилке |
2. Отключился велокомпьютер ВС-800. | 30.04 | — //- вследствие налипания грязи на переднюю вилку |
3. Ослабло крепление багажника. | 1.05 | Вибрация при тряске. |
4. Некоторая разрегулировка заднего переключателя скоростей. | 1.05 | Эксплуатация в полевых условиях. |
5. Прокол заднего колеса. | 2.05 | Плохая дорога. |
6. Отключился велокомпьютер ВС-800. | 3.05 | Причина та же, что и в случае 1. |
6. Отключился велокомпьютер ВС-800. | 5.05 | Причина та же, что и в случае 1. |
2. Велосипед Schwinn. Владелец — Клеин В. | ||
1. Регулировка переключателя задних скоростей. | 4.05 | Эксплуатация в полевых условиях. |
3. Велосипед Peugeot. Владелец — Клеина С. | ||
1. Регулировка переключателя задних скоростей. | 4.05 | Эксплуатация в полевых условиях. |
2. Регулировка зазора тормозных колодок | 5.05 | Эксплуатация в полевых условиях. |
4. Велосипед Phonex. Владелец — Легкова О. | ||
1. «Восьмерка» на ободе заднего колеса. | 30.04 | Неправильное вождение. |
2. Спустило переднее колесо. | 30.04 | Перекос золотника велокамеры и его срезание. Вероятно, заводской брак. |
3. Ослабло крепление рулевой колонки. | 1.05 | Вибрация при тряске. |
4. Ослабло крепление багажника. | 1.05 | Вибрация при тряске. |
5. Сломан хомутик крепления на руле ручек заднего тормоза. | 3.05 | Падение на самом сложном участке маршрута. |
5. Велосипед Старт-шоссе. Владелец — Кошелев В. | ||
1. Развинчивание стопорного кольца кассеты. | 2.05 | Неправильное крепление багажника — крепежный винт был закручен до стопорного кольца, что и стало причиной его развинчивания. |
2. Прокол на заднем колесе. | 2.05 | Плохая дорога. |
3. Разболтался задний переключатель. | 2.05 | Вибрация при тряске. |
4. Перекос заднего переключателя. | 4.05 | Вибрация при тряске. |
5. Развинчивание стопорного кольца каретки. | 4.05 | Вибрация при тряске. |
Самый разнообразный перечень неисправностей характерен для велосипедов Старт-шоссе (В. Кошелев) и Phonex (О. Легкова). “Скудный” и менее опасный для дальнейшего движения по маршруту перечень неисправностей зарегистрирован для горных велосипедов (В. и С. Клеины, А. Тетерин).
6. Выводы и рекомендации
Велопоход I категории сложности был проведен весной с 30 апреля по 5 мая 2001 года по живописным местам Среднего и Южного Урала.
Основные выводы и рекомендации:
Если вам не хочется крутить педали по дорогам с напряженным автомобильным движением, то на аналогичный поход можно сделать подъезд на электричках до Первоуральска, Ревды или Дружинино и отъезд на пригородном поезде от Верхнего Уфалея или Полевского. Хотя мне, например, начальный и заключительный участки маршрута понравились не менее, чем остальные.
В весенний период крайне необходимы тщательные и постоянные осмотры для обнаружения на участниках похода клещей. Также обязательны прививки против клещевого энцефалита.
Около озера Иткуль ночевки лучше не планировать, так как место очень оживленное и посещаемое, дров в лесу нет или очень мало, а местность вокруг озера крайне замусорена и является заболоченной.
Мое личное мнение — для наших дорожных условий в велопоходах предпочтительнее использовать горные велосипеды, у которых необходимо увеличить зазор между крыльями и шинами, а также на сложных участках (бездорожье, переправы, крутые склоны и т.п.) предусмотреть возможность быстрого снятия велорюкзаков и переноски их отдельно от велосипедов на себе.
Фотографии маленькие, не видно ничего :(
Артур, Вы правы. Скопировано с теми фото, которые были в тексте отчета. Увы, фото действительно малы.