Этот маршрут раскопал, придумал и предложил Влад Минеев. Оказывается, в пятидесяти километрах от нашего славного города Екатеринбурга, на речке Брусянка имеется этакое чудо! Конечно же, мы не могли не поехать ТУДА и не посмотреть НА ЭТО.
Итак, в воскресенье 21 октября группа энтузиастов велосипеда и рюкзака отправилась в разведку. Встречу назначили напротив поста ГИБДД, что на челябинском тракте, в 9.00. Меня в этой ситуации радовало, что ехать до места встречи не 18-20 километров, как обычно, а гораздо меньше (как оказалось — 11,5 км.). Около красиво-полосатой плиты уже мерз Денис Болышев — новенький, начинающий втекать в наши ряды. Почти сразу на горизонте обозначились силуэты еще трех велосипедистов. В ближайшем рассмотрении это оказались Анатолий Крашенинников и еще два новичка на знакомых до боли велосипедах из «Биомеханики» — Наташа Визельберг и Андрей (фамилии не знаю). Следующую пару мы узнали издалека, по ярким нашивкам и наклейкам. Когда супруги Ивановы подъехали на расстояние слышимости, до нас долетели и привычные препирательства — постоянные спутники Алексея и Ирины. Влад Минеев оказался уже восьмым. Точно зная, что подъехать должны еще трое — Вася и Сауле Клеины с Ольгой Селезневой в нагрузку, мы терпеливо ждали. Вскоре показались и они, правда, не совсем в ожидаемом составе. Первым финишировал Василий, за ним Сауле, следующим прибыл Дмитрий Горюшин, а завершилось прибытие участников Олегом Саматовым. Осталось непонятным — приедет ли Ольга, поскольку, несмотря на мой утренний звонок ей домой, она все-таки умудрилась проспать, и не встретилась с Клеиными. Позвонив ей домой из автомата, я убедилась, что трубку никто не берет, но ясности так и не возникло — едет ли она за нами вдогонку, или просто досматривает прерванный сон. Несмотря на то, что было уже много времени, мы еще немного ее подождали. Когда терпение кончилось, мы решили, что двенадцатеро тринадцатого не ждут и тронулись в путь.
Проехав по тракту чуть больше километра, мы свернули вправо и поехали в сторону поселка Большой Исток. Дорога была вполне приличного качества, а машин почти не было, поэтому народ, расслабившись, ехал, порой в три ряда, хаотично совершая обгоны и меняя темп, тем самым, представляя из себя оживший кошмар автомобилиста. Периодически мы останавливались, смотрели в карту и расспрашивали аборигенов, на предмет «куда поехать». Также бодро мы доехали до Арамиля и стали смотреть в карту снова. В конечном итоге мы пересекли-таки Исеть по одному из мостов, и, выехав за пределы поселка, заехали для краткого отдыха в лесок, никем не замеченные. А вот неожиданно вывалившаяся из леса, толпа из 12 человек на странных велосипедах, сигналящая клаксонами, немного шокировала население, и вслед нам смотрели до-о-олго.
Следующие 5-6 километров до Бобровского нас окружали достопримечательности, специально обученные для рассматривания, но вертеть головой особо не приходилось, поскольку дорога была присыпана приличным слоем мокрого снега, и при неосторожных попытках повернуть руль, колеса страшно юзили. К счастью, этот район не лавиноопасен. В Бобровском, при попытке посмотреть на карту, нас, как стоячих обошел крутой мэн на байке, системы Уралец. А мы и так стояли :-). Зато по дороге на Фомино мы обогнали мотоцикл с коляской (передвигался он, правда, при помощи упирающихся в него сзади колхозников). В Фомино был сделан привал с перекусом — как выяснилось, Наташа, которая съела утром только булочку, да к тому же ехала с нами впервые, испытывала вполне закономерный упадок сил. Зато, обнаружилось, что у нас в рационе на текущий день имеются даже пельмени!
Итак, немного наполнив желудки, восстановив силы и осмотрев окрестности, мы тронулись в дальнейший путь. Потихоньку добрались до места слияния двух могучих уральских рек — Исети и Сысерти. Прибытие в Двуреченск ознаменовалось падением Наташи и Андрея (все обошлось). На въезде нас встретила нерадостным скулением маленькая дворняжка, для которой у Влада под рукой оказалось немного сахара. После Двуреченска даже поплутать не получилось — негде было, а вот усталость уже сказывалась, особенно на новичках. Все же, решили, что еще часик продержимся, и до водопада доедем. Свернули на Колюткино. В снегу разглядели следы то ли крупной собаки, то ли мелкого медведя :-). Судя по запаху — здесь водятся и коровы. Асфальта мы больше не видели, и даже не осязали колесами — началась наша любимая грязюка, присыпанная снегом и местами прилично промерзшая.
И вот, мы свернули в лес! Что это был за лес! Подъемы и спуски с разной величиной уклона присыпаны слоем хвои и укрыты слоем снега. Все это скользило под колесами и не давало продвигаться вперед. Впрочем, по истечению некоторого количества времени, появилась сноровка, и большинство участников движения перестали падать, скользя на месте (назовем это эффектом велотренажера) и, на определенном этапе, даже начали продвигаться вперед, а самые зубастые байкеры смогли ехать даже в гору. Говорят, есть даже такие байкеры, которые могут ездить по отвесной стене. Когда устали даже самые зубастые, а новички не могли больше ничем шевелить, решено было делать привал. К тому времени мы очень удачно оказались в эпицентре леса. Нашлась сразу и полянка и дрова, да к тому же две прекрасных лужи, одна из которых пошла на чай, а другую решено было форсировать после сытного обеда.
Обед, как обычно состоял из чая и разнообразных блюд, захваченных из дома участниками экспедиции. Во время церемонии принятия пищи, хорошим рекламным агентом показал себя Анатолий — из того что он успевал расхвалить, съесть ему довелось мало.
Пока самые голодные еще нежились за столом у костра, на ближайших деревьях уже ожила переправа. Звездой похода по праву можно назвать Анатолия — он уже показывал и рассказывал о способах завязывания узлов и различных видах переправ, сдабривая повествование веселыми историями из своей туристическо-судейской жизни. Когда все уже поняли, что куда и каким способом привязывать, переправа была перенесена на надлужевое пространство. Влад и Вася за короткий срок натянули веревку над пропастью, и оба преодолели ее без какой-либо страховки, только за счет мышечной энергии. Анатолий же, продемонстрировав, как переправляться в «беседке» и «лифчике», закрепил урок, переправив на тот берег Наташу.
Однако, пора было собираться чтобы успеть домой до темноты. Собрали вещи и покатили по лесу дальше. Скорость после сытного обеда и хорошего отдыха заметно возросла. Ехать было, как минимум, нескучно, а некоторым даже нравилось :-). Иногда останавливались, смотрели в карту и принюхивались, пытаясь сориентироваться. Местный лес был обильно снабжен дорогами и просеками на любой вкус и направление. Наконец, мы вывалились на опушку возле какой-то деревни. Оптимистично предположили, что это и есть «Гилева». Поехали искать аборигенов, которые могли бы нас снабдить нужной информацией. Аборигенами оказались три вооруженных пацана разного возраста. «Только не стреляйте!» — поприветствовали мы их. Они нам объяснили, что до «Гилева» мы сможем проехать по асфальтовой дороге и тут совсем недалеко. Самое интересное, что они оказались правы. В «Гилева» («и что сие название означает?» — вновь задамся я краеведческим вопросом), местная жительница направила нас по проулку, вниз к реке. Проулок как будто намылили к нашему приезду, во всяком случае, я вновь вспомнила про велосипедную иноходь — это когда заднее колесо твоего велосипеда едет рядом с тобой. Впрочем, до реки было недалече, и все добрались невредимыми. Там мы, методом аналитического тыка определили, что ехать дальше надо налево. Чудно прокатившись с экстремальной горки, приехали к водопаду.
Водопад, действительно был… когда-то. На данный момент речка протекала себе спокойно меж двух берегов, кое-где на поверхности обозначая подводные камни. Шириной она была не более трех метров. С нашего бережка перпендикулярно ей провисал остаток некогда рабочего моста из железа. Под ним виднелся каменный массив, служивший в свое время для водопада дном. Очевидно, река была перегорожена плотиной, а под мостом располагался слив для излишков воды. Зрелище, судя по всему, было, действительно живописным. Впрочем, определить рентабельность, полезность, или что-то в этом роде для данного гидротехнического сооружения, мне не удалось. Вдоволь насладившись воображаемым видом водопада, мы тронулись в обратный путь.
От водопада основная часть группы выдвинулась в сторону ж/д станции «Марамзино». Четыре человека пожелали вернуться в город своим ходом. Я как человек, изначально нацеленный на дистанцию в сотню километров (от места встречи мы уже наездили 56 км.), поехала в числе последних. Ох…
Попрощавшись с основным составом, мы ломанулись через «Гилева» в сторону трассы. Именно ломанулись, поскольку скорость быстро возросла и держалась где-то на 26 км/ч. Я сразу поняла что такой темп выдержу недолго, и через километра три стала продумывать сход с дистанции. Дабы не отягощать «Боевых слонов спецназа» своими медленными темпами, решила сесть на электричку на станции «Колюткино».
Попрощавшись с тройкой лидеров на переезде, поехала по железке искать станцию. Станция нашлась очень быстро и радовала присутствием народа, который ждал электричку. Позже выяснилось, что станция была вовсе не «Колюткино», а как она называлась, вовсе даже не выяснилось. Еще позже выяснилось, что с основным составом мы ехали не в одной электричке, и дома я оказалась самая первая из всех участников поездки. Еще позже выяснилось, что я могла не сдаваться и ехать своим ходом и дальше — через пяток километров Влад тоже снизил скорость, и мы могли бы весело провести время, со скоростью 5-10 км/ч.
Славный поход в непогоду закончился со счетом 1:0 в пользу велотуристов. Эх, когда же зима?
Ольга Легкова
Другие описания этого похода:
В.Клеин Гилевский водопад
О.Саматов Гилевский водопад, ночной кросс (описание того, что было потом)
А.Иванов На Гилевские водопады (карта + фото)