Уважаемые любители велосипеда!
Представляю вам маршрут нашего предстоящего велопохода в августе этого года. Проходить он будет по территории Кыргызстана, вдали от основных дорог.
Я хочу, чтобы из густого слоя ПВД-шной братии, столь ныне активной в нашем Екатеринбурге, все же более часто появлялись велосипедисты, которые хотят пойти в Большие Горы, которые выросли из коротких штанишек посетителя местных пригородных достопримечательностей, которые чувствуют зов далеких дорог… Да простится мне высокопарность последней фразы.
В общем — а мы уходим в Горы…
Василий Клеин
Планируемая нитка маршрута велопохода по Тянь-Шаню
Август 2004 г.
- Г. Бишкек (800) — р. Иссык-Ата — р. Кегети — пер. Кегети (3704) — р. Вост.Каракол.
Это начальный участок, на котором мы преодолеваем Киргизский хребет. Планируемое время — 3 дня. Задача — вкатка и акклиматизация группы. Участок из Бишкека к ущелью Кегети выбран по шоссе, это примерно день пути. Далее вверх по ущелью и через пер. Кегети. Когда-то здесь была проложена автодорога, но сейчас верхний участок все более похож на то, чем он и был с самого начала — скотопрогонной тропой. Примерно в середине ущелья справа будет небольшой водопад, обрамленный кустами с кусочками тряпочек. - Р. Вост. Каракол — спуск до реки Сеок — р. Сеок — подъем к пер. Сеок (3500) — уход влево через перевал (3390) до пионерлагеря и озера Сары-Кель. Далее вариант пойти дальше или же вернуться назад к пер. Сеок и пересечь хребет КараМойнок, спустившись к реке Зап. Каракол. Этот участок можно охарактеризовать как разведывательный. Через хребет КараМойнок, примыкающий с юга к Киргизскому хребту, было проложено две дороги — через пер. Каракол и пер. Сеок. Второй перевал менее используемый. Мы посмотрим сам этот перевал и сделаем разведку к пионерлагерю, учитывая возможные высокие эстетические достоинства района.
- Р. Зап.Каракол — р.Кекемерен — Арал — пос. Кызыл-Эмгек — пер.Узбек (3449) — оз Сонг-Кель (3016).
Этап подхода к озеру. Спустившись по р. Зап.Каракол в восточное окончание Суусамырской долины, продолжаем движение по красивому ущелью вдоль р. Кекемерен. После ущелья повоачиваем влево вверх по р. Джумгал и по хорошо обжитому населенному району быстро проскакиваем до пос. Кызыл-Эмгек. На этом участке можно подзакупить продукты. Есть другая дорога на озеро — от пос. Кара-Кичи вдоль р. Кара-Кичи, но есть информация, что по этой дороге возят то ли уголь, то ли породу с рудников и удовольствия от движения здесь немного. От пос. Кызыл-Эмгек как минимум есть натоптанная тропа, по которой кыргызы перегоняют скот на летние пастбища на оз.Сонг-Кель. - Оз. Сонг-Кель — обход озера с восточной стороны — пер. Куртка (ок. 3500) — р. Нарын (1615) — п. Баетово — пер. Беурайлю (3268) — пер. Кулак-Ашуу (ок.3300) — Таш-Рабат. Полюбовавшись на высокогорное озеро Сонг-кель и попробовав местной рыбы пеляди, уходим на Таш-Рабат. Через пер. Куртка пересекаем вост.часть хребта Молдо-Тоо и уходим к реке Нарын. Местность становится более засушливой, преобладают желто-красные оттенки. От Нарына начинаем набор высоты, проезжаем через Баетово у уходим на хребет Байбиче-Тоо. Преодолев два перевала, спускаемся к дороге Нарын — Торугарт и вскоре уходим вдоль р. Таш-Рабат к одноименному караван-сараю.
- Караван-Сарай Таш-рабат (3500) сооружен примерно в XI-XII в.н.э. Насколько мне удалось узнать из И-нета, пока точно не установлено, по чьему приказу он построен и точную дату постройки. Пока считается, что это строение служило для защиты и отдыха караванов, проходивших по древнему торговому пути. Здесь есть помещения для людей, для размещения скота и лошадей, есть зиндан — яма для заключенных, существуют подземные ходы … В общем, есть где отдохнуть, помолиться, поговорить с путниками о том о сем, нарушить закон и понести наказание, умереть и быть захороненным.
- Таш-Рабат — Ат-Баши — пер. (…) — г. Нарын. Из Таш-Рабата мы направляемся по дороге через пос. Ат-Баши в г. Нарын, где планируем переночевать в гостиннице, помыться в бане и пополнить запасы продуктов.
- Нарын (2060) — пос. 8 Марта — р. Малый Нарын — р. Джылы-Суу — ист. Джылы-Суу — р. Учемчек — пер. Тосор (3893) — оз. Иссык-Куль. После Нарына маршрут вступает в заключительную часть — мы движемся на Иссык-Куль. Двигаясь на восток, потихоньку и незаметно набираем высоту. После поселка 8 Марта уходим влево по направлению к ущелью р. Малый Нарын. По пути наблюдаем неслабую картину слияния рек Большого Нарына и Малого Нарына. Продвигаясь вверх по ущелью, преодолеваем несколько боковых речных выносов, перерезающих дорогу. После ущелья река успокаивается, появляется пояс высокогорных пастбищ. Осматриваем и купаемся в горячих источниках и движемся далее. В отдалении видны стада пасущихся яков. Резкий поворот грунтовки — и подъем на пер. Тосор (3893). Последнее испытание перед Иссык-Кулем. Проложенная когда-то каменистая дорога, заваленная скатывающимися камнями, вряд ли сейчас преодолима на автомобиле. Только на пешком да на лошадях передвигаются сейчас через Тосор. Да редкий велосипедист, стеная, пробивается через снежный заряд… Внизу, когда уже кое-где видно озеро, еще сюрприз: сошедший лет 15 назад сель напрочь смыл дорогу. Приходится переходить через реку и по грунтовке уходить к пос. Каджи-Сай. Вот и голубой Иссык-Куль. Позади остались перевалы, выжженные пустыни на высоте 3000, позади осталась очередная и не последняя, думаю, тысяча километров…