Поход по Тянь-Шаню

Поход по Тянь-ШанюИнтерес к этому району начался у меня довольно давно, году примерно в 1994, со встреченного где-то краткого упоминания об озере Мерцбахера. Озеро расположено в восточной части бывшего советского Тянь-Шаня, образовано стоком ледника Северный Энгильчек и подпружено ледником Южный Энгильчек. По нему плавают айсберги — куски ледников. Раз в год, примерно в августе месяце вода прорывает ледяные пробки внутри ледника, по неведомым нам ходам проходит 20 километров и вырывается в реку Энгильчек. Происходит 3-4-дневное наводнение, затем все принимает прежний вид, а озеро снова накапливает воду до следующего года.

История вопроса

Идея и изюминка будущего велопохода были готовы.

Самая подробная в те годы карта, которая попалась мне в руки, была карта Киргизской ССР в Большой Советской Энциклопедии выпуска, по-моему, 1949 года. В последующих выпусках (после 1953 года) БСЭ карты катастрофически потеряли информативность, а вот в той были обозначены даже традиционные скотопрогонные тропы, и эти тропы существуют (и по одной из них я прошел с велосипедом в 1995 году!) Карта позволила проложить более-менее реальный веломаршрут, составной частью которого был пеший радиальный выход к озеру Мерцбахера. Чтобы не возвращаться обратно тем же путем, продолжение нитки маршрута было возможно только при условии выхода вверх по реке Уч-Кель к горному массиву Ак-Шийрак и обход его слева по существующей дороге с выходом на перевал Барскоон и далее спуском к Иссык-Кулю. Дорожные условия от поселка Энгильчек к Уч-Келю и далее вверх к Ак-Шийраку были неизвестны.

В июле-августе 1996 года наша группа из 6 человек (Корбут Евгений, Семенов Михаил, Клеин Василий, Шуклецов Сергей, Стрижова Наташа и Ганичева Рая) прошла этот маршрут (поход не заявлялся на категорийность), но с одним исключением — мы не прошли самую изюминку — пешую радиалку к озеру. Все оказалось просто — после поселка вверх по реке Энгильчек начинается погранзона, а мы не знали о необходимости заранее оформлять туда допуск. Естественно, пограничники нас не пустили.

В августе 1997 года я допуск в погранзону оформил и все же дошел до озера Мерцбахера (не до воды, а сколько позволяли ледовые разломы). После погранзаставы, вверх по реке, пока позволяла тропа, ехал, а потом пришлось велосипед спрятать в зарослях и далее идти пешком. Специально для пешей части брал с собой рюкзак. Возвращался обратно той же дорогой, через перевал Чон-Ашуу. В Бишкеке удалось закупиться двух- и пяти-километровыми картами по Киргизии.

Замысел похода 2003 года состоял в следующем — имея опыт оформления документов, зная по прошлым годам примерно состояние дорог и троп, увеличить время прохождения и получить от похода «по максимуму», то есть радиальный пеший выход сделать не только на озеро Мерцбахера, но продолжить еще далее, вверх по леднику и выйти к базовым альпинистским лагерям у подножия пиков Хан-Тенгри и Победы, потом вернуться к поселку Энгильчек и далее по реке Уч-Кель, где скорее всего будет необходимость строить переправу, так как трос, который был протянут через реку в 1996 году, скорее всего в 2003-м уже не существовал (что и подтвердилось позднее). То есть поход получался не совсем традиционно велосипедным — большое время нахождения на высоте (из 23-х ходовых 20 дней — выше 2500 м.в.у.м.), 9-10-дневный пеший радиальный выход, высокая степень автономности (10 и 8 дней автонома), необходимость постройки плота для переправы, необходимость иметь рюкзаки, туристические ботинки, больше теплой одежды, шарики и полиэтилен для плота, 100 метров веревки, пару карабинов… Приключение обещало быть нескучным.

География

Нитка маршрута проходит по так называемой «…восточной части Центрального Тянь-Шаня». Это наиболее высокогорная область бывшего советского Тянь-Шаня, здесь расположены второй по высоте на территории бывшего СССР пик Победы (7439) и пятый — пик Хан-Тенгри (6995). С севера район ограничен восточной частью Терскей-Алатау, с востока — Меридиональным хребтом (по которому идет граница с Китаем), с юга — Кокшалтау (по которому также проложена государственная граница) и с запада — долиной реки Сары-Джаз. Уходя от Сары-Джаза вверх по Уч-Келю, мы попадаем в Центральный Тянь-Шань, один из наиболее труднодоступных массивов которого — Ак-Шийрак — и приходится огибать. Горные хребты характеризуются мощным обледенением (длина ледника Юж.Энгильчек — около 60 км), большим наличием еще непокоренных вершин уровня 4500-5500 м.в.у.м. Снеговая линия лежит летом на уровне 3700 м. Погода в регионе неустойчива и капризна. Дороги (тропы) проходят по главным долинам. Автомобильный транспорт может достичь только поселка Энгильчек (дорога Каракол-Энгильчек, 165 км) через перевал Чон-Ашуу и немного далее по долинам рек Энгильчек и Кайынды, к погранзаставам. Есть еще дорога вверх по Сары-Джазу, кольцом уходящая по границе между Казахстаном и Киргизией к Иссык-Кулю, и это один из будущих походных вариантов. Главная водная артерия — река Сары-Джаз, собирает в себя сток воды из долин и несет воду в Китай. Прорвав горы, река выходит в пустыню Такла-Макан и исчезает.

Действующие лица и исполнители

  1. Василий Клеин. 44 года. Формальный руководитель. Автор идеи похода. Стаж в велотуризме — 14 лет. Все категории сложности как участник, первая и вторая — как руководитель. Велосипед — Schwinn Moab3 (LX)
  2. Юлия Кирпикова. Участница. Опыт — ПВД, походы по Уралу, велопоход 3 кат.сл. по Кавказу. Велосипед — Gary Fisher Marlin (Alivio/Deore)
  3. Анатолий Снегирев. 48 лет. Просто туристический монстр. Фактический руководитель. Штатный оппортунист. Велосипед — Schwinn Woodlans (Alivio/XT).
  4. Валентин Никитин. 25 лет. Участник. К.м.с. по велоспорту. Прошел велопоход 2-й кат.слож.(Ср.Урал). Велосипед — Merida Kalahari 590 (Asera/Alivio), собран под заказ в веломастерской.

24-29.07.03 Велосипедная часть похода.
Подъезд к началу пешего этапа.

24 июля. Иссык-Куль. Ранним утром, около 5.30 утра мы подъехали к озеру недалеко от поселка Тон на нанятой в Бишкеке на ж/д вокзале машине. Накануне вечером, приехав в Бишкек, получили документы в погранзону и регистрацию в Кыргызстане. Владимир Бирюков, директор турфирмы «Тянь-Шань Трэвел» (travel@tien-shan.com) любезно встретил нас на вокзале и вручил подготовленные бумаги. Ехали всю ночь, под дождем. На Иссык-Куле — сухо, встает солнце. Поспав в спальниках прямо на берегу и затем перекусив, двинулись вдоль берега по шоссе — и до пос. Джениш уже в восточном окончании озера. Вдоль дороги в нескольких местах можно перекусить, купить съестное. На обеде в придорожной харчевне встретили немцев. Парень и девушка путешествуют шестой месяц — Иран, Пакистан, затем перелет в Москву, Бишкек — и на Иссык-Куль. У них есть спонсоры, сайт в И-нете. В Дженише набрали воды, уехали назад на пару километров и встали на берегу озера в кустах (арча, жимолость, облепиха).
Температура днем — 29 град.
Дистанция за день — 72 км. Ходовое время — 3 ч. 53 мин. Асфальт.

25 июля. Пос. Джениш — г. Каракол. Доехали до Каракола где-то в 15 часов.
Здесь предстояло закупить продукты. Раскладку Толя и Юля прикинули еще в поезде. В городе есть большой базар, но мы туда не поехали, а закупались на базарчике в центре и в близлежащих магазинах. Процесс занял немало времени и поэтому нужно было искать ночлег. Мы нашли его на территории турфирмы Туркестан. На зеленой лужайке стоят юрты, в которых можно заночевать за 2-3 евро в сутки. Можно поставить свою палатку — 1 евро. Растут вишня, малина, яблоки, смородина, кушать можно бесплатно. Душ — 1 евро. Цивилизованный туалет. Есть доступ в Интернет. Работа на компьютере — 3 сома в минуту (около 2-х рублей). Можно нанять машину (Урал-вахтовка или легковая) и доехать в нужную точку Киргизии.
Температура днем — 29-30 град.
Дистанция за день — 60+8 км по городу. Асфальт.

26 июля. С утра запаковав продукты в два рюкзака (всего около 55 кг) и договорившись с водителем турфирмы Володей о доставке рюкзаков через перевал до поселка Энгильчек, двинулись в путь. Дорога из Каракола ведет на восток и через 40 км, от поселка Ак-Булак поворачивает вправо, в ущелье реки Тюрген-Ак-Суу. Отсюда уже идет подъем к перевалу Чон-Ашуу. Выше поселка Ак-Булак километрах в трех стоит дорожный пост, несет службу местный житель. Немножко пообщавшись, поехали дальше. Встали на ночь в лесной зоне на берегу реки. Вечером ощутимо прохладно. В 20 часов — 10 градусов. Асфальт кончился, пошла просто отсыпанная укатанная дорога.
Высота 2200 метров. Дистанция за день — 54 км. Ход. время — 3 ч. 58 мин.

27 июля. Постоянный подъем в гору. Погода начинает портиться. Обед прошел под дождем, пришлось ставить тент, используя велосипеды для опоры. Лесная зона давно закончилась. Вся вторая половина дня — 20-30 минут дождь с мокрым снегом, 30-40 минут просто хмурая погода. В 18ч. 20 мин. — перевал Чон-Ашуу (3822). Спешное фото, одевание — и вниз. Спускались недолго, как только началась трава и речка — встали на ночевку. Высота 3100, прохладно (+ 3-5 град). Дистанция за день — 47 км, ходовое время — 5 ч. 37 мин.

28 июля. Утром заморозок. Спуск вниз. Сначала вдоль реки Оттук, затем — по Сары-Джазу. Снова стало жарко. Специально отметили для себя боковой отвод дорог в долины Сары-Джаза и реки Куйлю. Это на будущее — по Сары-Джазу и через перевалы кольцевой выход на Иссык-Куль, а через Куйлю — возможный выход в долину реки Сары-Чат и далее на Кумторские сырты. Внизу, ближе к поселку Энгильчек кое-где видны остатки старой заросшей тропы шириной до 2-х метров, с укрепленными камнями краями. Я читал, что здесь было одно из ответвлений Великого Шелкового Пути. На отвесных стенах заметили выходы штолен, отсыпанную вынутую породу. Искали что-то… На посту у моста через реку Энгильчек забрали свои рюкзаки с продуктами, заплатили 50 сомов постовым и поехали вверх по дороге. Через 15 км — погранзастава, 5-минутная проверка документов и — дальше. Если раньше было в планах оставить вещи в нижнем альплагере Майда-Адыр, что стоит рядом с погранзаставой, то сейчас мы стремимся выше. Оказывается, далее, на берегу бокового притока Энгильчека — речки Ат-Джайлоо выстроен кемпинг и, соответственно, мы с велосипедами можем проехать на 20 км дальше вверх по реке, чем планировалось раньше. Проехали 7 км и встали на стоянку в придорожных зарослях арчи. Вода — в ручейке неподалеку.
У Вали болит колено — перенапряг, поднимаясь на перевал. У меня постоянная одышка. Дорожные условия — на спуске по Сары-Джазу укатанная отсыпная, через 8 км после пос. Энгильчек — страшно пыльная грунтовка с пыльными ямами. Высота 2600. Днем — жара, градусов 30.
За день пройдено 68 км, ходовое время — 4 ч. 27 минут

29 июля. С утра проехали по грунтовке 13 км и встали в кемпинге Ат-Джайлоо. Полудневка. Бесплатная стоянка для палаток. Бесплатная комната для хранения снаряжения. Течет вода из-под земли, в реке брать не надо. Несколько стационарных домов — столовая-бар, сауна, жилой корпус, дом хозяйки — Грибковой Татьяны Ильинишны. На холме ветряк, дающий электричество. Вертолетная стоянка. Яки. Кони. Коровы. Свои куриные яйца, молоко, творог. Пекут свой хлеб. Еда за раз — $3 на человека. Пиво — «Балтика N3» — $2 за бутылку 0,5 л. Сауна — $30 хоть на весь вечер. Жара в парилке нагоняется бешеная. Стоит печь как топка от паровоза — и запас дров из тянь-шаньской ели (она же, оказывается, ель Шренка). Нагревшись, выходишь, окунаешься в огромную бочку-бассейн с артезианской водой, а перед тобой — река Энгильчек и панорама хребта.

30 июля — 8 августа. Пеший треккинг

30 июля. Началась пешая часть. С утра — распределение продуктов. Берем с собой запас на 10 дней автономной ходьбы, оставляем велосипедное снаряжение на хранение в кемпинге. Пораньше вышли к реке Ат-Джайлоо, перешли ее, заодно потренировавшись в групповом переходе водной преграды, и устроили завтрак. Дальше — в пешем режиме, 45-50 минут ходьбы, 10 минут отдых. По пути нагнали парочку чехов и дальше топали вместе с ними. В 10.45 вышли после завтрака, к 16.00 — подошли к леднику Энгильчек. Тропа до ледника временами хорошо натоптана, временами теряется. Но сейчас тропа особо и не нужна, просто идешь вверх и все. Суровый прижим, который мне пришлось когда-то преодолевать в зарослях карагая поверху, цепляясь за все, что можно на крутой стенке, в этот раз обошли просто понизу — воды не было.
Подойдя к началу ледника, я даже удивился. В 1997 году я утром переходил сильно уменьшившийся за ночь поток воды, чтоб зайти на морену. Сейчас воды просто не было. Поскольку мы не знали, как дальше вдоль борта ледника обстоят дела с местами для стоянок, решили сегодня встать на полянке, а уж завтра пораньше выйти. В планах на завтрашний день было дойти до поляны Мерцбахера, а прошлый мой опыт и литература говорят, что хочешь — не хочешь, а 10 ходовых часов придется пройти. Чехи ушли дальше на ледник.
День был жаркий, пекло под 30. Пройденное расстояние, рассчитанное по карте, составило 18 км.

31 июля. Так и получилось. Подъем в 6 утра, в 8.15 выход и пришли на поляну Мерцбахера в 18.30. Часов в 12 дня к нам подсоединились наши иностранцы, переночевавшие на середине ледника. Они еще не могут четко спланировать свое время. Им хочется походить и у Мерцбахера и наверху, у Хана, а времени у них немного — дней 10. По левому борту хребта, где мы идем, явная тропа, пару раз нужно было обходить выносы боковых ледников. Идти с непривычки тяжело. Я набил мозоли. На поляне Мерцбахера стоит вагончик, где когда-то жили гляциологи, в вагончике — гитара с надписью «…она побывала на 6500…», печка, надписи на стенах, журнал с теми же надписями, оставленная крупа, соль. Недалеко родник. Нашел на стенке свои каракули, написанные в 1997 году.
Пройденное расстояние по карте — 15 км, фактически, вверх-вниз, вправо-влево — 20.

1 августа. Чехи с утра ушли вверх, к верхнему базовому альплагерю. У нас — выход к озеру Мерцбахера. Перешли через ледник, ширина которого здесь около 2-х километров. Переход — понятие растяжимое. Это ходьба по каменоломне, поиск обходных путей мимо трещин, ледяных кратеров и айсбергов, придерживаясь нужного направления. К самому озеру вплотную не подошли, т.к. начались уже серьезные разломы, но все равно — были достаточно близко. Вернулись на поляну в 14.00. Прошли в сумме около 6 км. Жара. Вечером холодно, утром — иней и ледок.

2 августа. Вышли дальше вверх по леднику. Тропа продолжается 1,5-2 км, затем выход на ледник и тропа исчезает. Толя выбирает путь, мы за ним. Растягиваемся в пределах видимости. В 15.00, сразу после обеда, снизу надвинулась сизая туча. Час шел дождь, потом он перешел в мокрый снег, потом похолодало настолько, что снег стал сухим. Промокли напрочь. Накидки не помогли. В ботинках смачно хлюпает. Останавливаться нельзя, сразу начинаешь мерзнуть. В условиях 40-метровой видимости, лавируя между ледяными холмами и кратерами, потеряли четкую ориентировку и по относительно гладкому белому льду ушли вправо, на ледник Комсомолец. В 18.30, когда начались просветления в снежных тучах, решили встать прямо там, где оказались, на льду. Вид фантастический. Палатки стоят в колодце из облака, стенки этого колодца постепенно исчезают, а на их месте проступают вертикальные каменные стены. Иногда — шум лавин, как проходящий поезд. В одной палатке дежурный Толя готовит ужин, в другой сидим мы, переодевшись в сухое (вот оно — термобелье и костюм из 200-го полара!). Когда ужин был готов, окончательно развиднелось. Стало понятно, что вслепую мы ушли на «чужой» ледник километра на два. Резко похолодало. Вода в протаявших оконцах льда замерзла. Валя мерзнет в своем камуфляже. Мой прокол — снаряжение участника не подготовлено.
За день пройдено ориентировочно 12 км.

3 августа. С утра вернулись на ледник Энгильчек и пошли снова вверх. 4 перехода по 45-минут до и 3 — после обеда. Встали на ночевку, не дойдя до базового лагеря километра два — сзади опять надвигалось что-то темно-синее и мы решили не искушать судьбу. Догнавший и перегнавший нас альпинист Дима из Братска на одной из последних остановок показал Хан-Тенгри и пик Победы. Парень из-за эмоций и нагрузок немного, похоже, не в себе. Идет, пошатываясь от усталости и говорит себе что-то вроде: «Хан! Я дошел до тебя!…» Ожидаемая суровая непогода не состоялась, все как-то так рассосалось.
Высота 3900.

4 августа. С утра одним переходом дошли до казахского лагеря Валеева. Встали рядом, где уже расположились наши знакомые чехи и группа из Алма-Аты. Недалеко от казахов — бирюковский лагерь. Палаток — море. Мы поставили свои палатки, сварили ранний обед и пошли «прогуляться» под Хан-Тенгри. Ледник уже другой — более гладкий и не засыпан камнями. Ледяные валы плавно переходят друг в друга. Постоянно слышны звуки лавин. Отлично видели большую лавину, сошедшую с Победы. Где-то там находился в это время наш земляк, екатеринбургский альпинист Жилин и начальник лагеря ходил в беспокойстве — в назначенное время Жилин на связь не вышел. По возвращении с прогулки пошел снег. Пришлось поставить тент. С Жилиным все в порядке, на связь он вышел.
Высота 4100.

5 августа. Снег шуршал всю ночь. Утром стряхнули тент и под ним готовили завтрак. После завтрака улеглись снова спать, выходить было бессмысленно. Но к 11 часам все успокоилось и в 12 мы вышли в обратный путь. Опять 45 минут идем, 10-15 отдыхаем. На остановках придумали развлечение — пуляем камнями на меткость. Толя — наш чемпион. На ночь встали в сумерках, в 19.30. Немного ошиблись в направлении и встали среди ледяных сераков на середине ледника.

6 августа. Ударный день. С утра пораньше искали выход из сераков. Справа и слева в ледяных каньонах текут реки, надо было найти место, где можно перейти и уйти снова на левый борт. Прошли много, чувствуется, что вошли в ритм. На поляне Мерцбахера сварили поздний обед и вышли дальше. Пообщались с двумя никуда не спешащими молодыми людьми из Перми. Ребята просто гуляют в свое удовольствие, фотографируют. Когда уходили, прилетел вертолет и выгрузил команду из 4-х человек и целую гору груза. Это оказалась группа подготовки. Следующим рейсом вертолет должен доставить человек 25 иностранцев, для которых на один вечер будет поставлен лагерь, на следующий день должны улететь. Четыре ящика водки внушали уважение. Пройти удалось немного, снизу опять начала подниматься какая-то муть, поставили палатки. Валя болеет. Кормим его антибиотиками.

7 августа. Стремительно катимся вниз. Вышли с ледника и дошли до прижима. Снова вокруг зелень — трава и кусты. Валентин температурит. Болит горло. Осторожно спросил — да, он готов остаться в кемпинге.

8 августа. С утра 2 часа ходьбы — и кемпинг. Объявляется полудневка. Заказываем сауну, отдыхаем. Вечером после бани Валя сникает. Температура какая-то фантастическая, что, впрочем, не мешает ему лихорадочно поглощать салат, манты, пироги с творогом, чай, арбуз…все, чем потчует нас хозяйка. Окончательно решаем, что он остается, отдыхает и возвращается в Каракол выздоравливать. Татьяна Ильинишна обещает помочь с машиной — подсадить, когда будет попутная.

9 — 15 августа. Снова велосипед

9 августа. Раскидываем продукты — часть Валентину и часть нам. Стартуем с кемпинга около 11 часов. Обратно едется быстрее. Встречаем двоих велосипедистов — парень из Бишкека сопровождает француза. Едут с минимумом — рюкзачки на плечах и все. После поселка — призрака Энгильчека — по мосту переходим реку и движемся по правому берегу. Мост — мощные железные балки и сильно прохудившееся деревянное покрытие. Когда-то здесь грейдером чистили дорогу, сейчас — это каменные россыпи. Добираемся до реки Теректы. Разведка вверх и вниз. Вброд не перейти. Завтра с утра будем строить плот.
Дист. за день — 41,5 км. Ход. время — 3 ч. 55 мин.
Высота — 2930 м.

10 августа. Построили плот и я переправился через речку. Начали перетаскивать груз и обнаружилась ошибка — шарики мы завернули в полиэтиленовые мешки-чехлы и мешки расположили горловинами навстречу течению. Мешки начали «заглатывать» воду, плот зарылся в воду, из-за нагрузок перекосился и угрожал развалиться. С трудом переправили один велосипед и прекратили. На опорах непостроенного моста навесили веревочную переправу и перетащили велосипеды и сумки на карабине, затем переправились Толя и Юля. После обеда стартовали к Уч-Келю. На плоскогорье — многолетней давности следы от машин. До впадения Уч-Келя в Сары-Джаз — 10,5 км. В месте слияния двух рек заметили канатную переправу через Сары-Джаз. Натянуты на опорах два каната, между ними люлька. Троп на той стороне не видно, видимо, давно не пользуются. Или нет моста через реку Кайынды, впадающую в Сары-Джаз выше. Поворот — и дорога идет вдоль Уч-Келя. Когда-то давно здесь провели ЛЭП. Мощные машины накатали дорогу, переезжали с одного берега на другой. По дороге этой давно никто не ездит, это сейчас заповедник. Ручьи, пересекающие дорогу, прорыли в ней канавы, иногда довольно трудно преодолимые. Через 8 км то, что осталось от дороги, упирается в реку. Все. Завтра надо опять переправляться.
Дист. за день — 19 км.

11 августа. Уч-Кель в этом месте расходится на два рукава. Вода шумит. Ранним утром вдвоем с Толей попробовали перейти вброд — как только вода стала выше колен, стало сносить. Поспешно вернулись назад. Все же надо строить плот. Плот построили за два часа, максимально крепко и надежно. У меня как штатного переправляльщика мелко дрожат поджилки. Ходим с Толей вдоль воды, рассчитываем — здесь стартую, примерно туда снесет течением, если перегребу — выскочу вон там, если нет — меня вытягивают веревкой вон там. Если не получится — пусть сносит вниз, в удобном месте подгребу к берегу и пусть как будет, так и будет. Юля собирает вещи.
Вещи собраны. Пора переправляться. Толя держит, я усаживаюсь, он сильно отталкивает плот. Течение несет быстро. Гребу, но плот больше крутится, чем движется вперед. Надо было с собой брать две греби, чтоб сделать двухлопастное весло. Проносится дерево-ориентир на том берегу. Сносит быстрее, чем я рассчитывал. Гребу. Толя что-то кричит. Весло царапает об дно. Немедленно выбрасываюсь в воду, вода шумит, мелко. Плот на веревке по плавной дуге уходит к тому берегу. Все. Дальше — техника.
Маятником переправляем груз. Я кидаю Толе веревку с карабином, он ловит, цепляет плот и отпускает его. Плот сам идет по течению к моему берегу, я держу его и отцепляю груз. Потом отцепляю свою веревку, плот на Толиной веревке уходит к противоположному берегу, я опять иду готовить свое лассо. Весь процесс переправы занимает час. Один рукав реки, затем второй. Юля ложится на плот, по дуге на веревке плывет от одного берега к другому, на лице балдежная широченная улыбка. К обеду мы на том (моем) берегу. Оставляем плот и шарики на месте. Может, кому-то достанется, может, унесет в Китай.
В этот день еще успеваем пройти-проехать 8,5 км. Бывшая дорога, промытая водой, превратилась в полосу камней. Передвигаться что по ней, что рядом — все одинаково тяжело. Но едем.
Высота 2450 м.

12 августа. В середине дня дорога ушла в реку и слабо проявилась на той стороне. Мы пошли вдоль реки, прямо по камням и через два километра уперлись в прижим. Возвращаться назад — далеко. Вперед — невозможно. Потащились вверх по расщелине по козьим тропам. Груз тащим челноком. В расщелине в нескольких местах валяются старые рога. Поднявшись по высоте метров на 200, нашли тропу. Сняли педали и двинулись по ней вперед, пересекая многочисленные промоины. Апофеозом дня был спуск с этого прижима — под сильным ветром, по гребню сая. Что вправо, что влево — падать далеко. На стоянку остановились уже в полутьме, под дождем.
За день — 18 км. Солнце, ветер, вечером и ночью дождь со снегом.

13 августа. Ясно. Ни тропы, ни дороги. С утра уходим вверх по реке по краю воды. Мощная осыпь. Поклажу несем в рюкзаках, медленно передвигаясь по камням. Примерно километр осыпи преодолеваем часа два. Выбираемся на зеленку, опять видны старые колеи. Когда-то сюда добирались машины. Видны опоры ЛЭП, уходящие влево, на перевал. Толя опять убегает вперед. Мы с Юлей выходим по старому дорожному серпантину от воды к ЛЭП, там просматривается грунтовка вперед и вверх. Все. Уч-Кель пройден. Толи нет. Наверное, укатил вперед. Едем, посматривая следы. Через 7 км, в начале подъема на перевал Ишигарт после долгих сомнений останавливаемся. Жара. Юля остается ставить палатку, готовить еду, я уезжаю искать пропавшего Толю. Возвращаюсь к серпантину, оставляю велосипед и спускаюсь к воде. Смотрю следы, прохожу вверх по течению и обнаруживаю на песке отпечаток покрышки. Все понятно. Толя проскочил вперед, не заметив старый каменистый подъем. Как заправский следопыт, иду по следам. Когда следы пропадают, пытаюсь вычислить логичный путь (как звучит — для велосипедиста с поклажей, передвигающегося безо всяких троп и дорог по камням и песку вдоль реки), иду зигзагами и опять обнаруживаю следы. Километра через три попадаются его же следы, но навстречу — забеспокоился и начал высматривать нас — где мы пропали. Слева стеной стоят обрывы. Прижим. Здесь ну просто должен одуматься и искать выход наверх. Поднимаюсь по подходящей расселине немного вверх и вижу след покрышки. Все правильно. Дальше искать не надо. С Толей все нормально, а наверху все просматривается, мы никуда не денемся. Выбравшись наверх, возвращаюсь к велосипеду. Толя сидит там же. Он выбрался с берега, поехал вперед, встретился с Юлей и вернулся назад, ждал меня. «Друзья встретились вновь…» «На зубах» пыхчу снова 7 км на подьем. Понял, что здорово привык к жаре. Футболку снимал-одевал, а ноги голые весь день на солнце и ничего.
Высота 3000 м. Передвинулись вперед на 12, 5 км. Намотано всего за день с возвращениями и поисками вело — 27 км, пеше — 8 км. Дурная голова ногам покою не дает…

14 августа. С утра медленно и упорно набираем высоту на Ишигарт. Дорога, скорее напоминающая широкую скотопрогонную тропу, не тяжела технически, просто тягомотно и постоянно идет на подьем, где прямо, где одним-двумя витками серпантина на травянистую перемычку перевала. До высшей точки (3800 по альтиметру Толи) ехали и шли 11,5 км почти четыре часа с остановками. Чистое ходовое время подъема — 2 часа 50 мин. Спуск с перевала ничем не напоминает подъем. Это скачки с камня на камень, все 4,5 км. Внизу — река, мост и — нормальная укатанная грунтовка. За мостом дом, хозяйство местного егеря. Останавливаемся, здороваемся. Нас приглашают в дом, угощают чаем, лепешками, сметаной. Егерь живет здесь с 1995 года. Помнит нашу группу 1996 года. После нас с велосипедами были двое американцев и в прошлом году, весной, по снегу, двое велосипедистов. (Примечание. Это ребята из Перми — Андрей Королев с товарищем. Я с ним списывался перед походом. Перевал они шли в снегоступах). Раз в месяц делает объезд угодий. По реке Ирташ у него 70 000 кв.км, по Уч-Келю — еще 60 000. (Если я правильно понял). После неспешных разговоров и угощения прощаемся и уезжаем. Дорога идет по увалам — предгорьям Ак-Шийрака, огибая массив. 2-3 км вниз, 2-3 км вверх. Забравшись на самый трудный увал, догадались взглянуть на альтиметр. 3900, однако. После дома егеря в этот день проехали еще 25 км. С недалеких ледников Ак-Шийрака тянет холодом. Холодный закат в розовых тонах.
Дистанция за день — 43,4. Ходовое время — 6 час. 35 мин. Средняя скорость — 6.5 км/час… Высота — 3800 м

15 августа. С утра еще десяток километров по увалам, мост через речку — и уход на незаметную перемычку, разделяющую бассейн Сары-Джаза и Нарына. Спуск к реке Кара-Сай, мост. В Кара-Сае довольно много воды, широкие наносы гальки. Спуск вдоль реки до поселка Кара-Сай и уход вправо, на север через привычный травянистый подъем. Спуск к реке Тарагай и подъем — впереди перевал Сеок (в переводе — кость). Ночуем на Тарагае, недалеко от полуразрушенной постройки.
За день 74 км, ходовое время — 6 час. 26 мин.

16 августа. С утра подъем в перевал, довольно шустро преодолеваем 15 км до высшей точки (4023) и вниз, к арабельским сыртам. На сыртах прекрасно видны столообразные вершины хребта Терскей. Вышли на накатанную дорогу от перевала к рудникам Кум-Тор, далее мимо озера Арабель — и перевал Барскоон. С этой стороны он незаметен, так, небольшой подьемчик. Все. Этот перевал — последний. Немного общаемся с дорожным кум-торовским патрулем на мощном форде и начинаем спуск. Серпантин здесь будь здоров. На ближайшей остановке сходимся во мнениях, что не очень хочется брать Барскоон в обратном направлении. Километров через десять Толя прокалывается, начинает ремонт. Мы спускаемся потихоньку дальше, договорившись, что увидимся ниже, у водопадов. Через 15 км решаем остановиться, чтоб подождать его, заводим велосипеды через обочину, ставим к кустам и растягиваемся на травке. Солнце, перекус…Через два часа ожидания начинаем беспокоиться. Едем дальше, обнаруживаем юрту явно торгово-закусочного типа, вверху проглядывают те самые водопады. Купив кумыс и пару лепешек, еще час ждем. Толи нет. Начинаем останавливать все машины подряд и сверху, и снизу и спрашивать про одинокого велосипедиста. Наконец кто-то из водителей сказал, что вроде бы видел внизу мужика с велосипедом. Решили ехать вниз, остановиться на первой развилке перед поселком и ждать до конца. Пока ехали вниз, один из водителей жестом показал — внизу, мол. Ну, все. Действительно, километров через пять у дороги обнаружился ремонтирующийся Толя. Он проскочил, не заметив, нас там, вверху, и ждал здесь. Спускаемся вниз, в Барскоон. С ходу покупаем зеленку — помидоры, лук, огурцы, ведро абрикосов. По трассе вдоль Иссык-Куля добираемся до знакомого санатория, где обедали в первый день, уходим в кусты облепихи к ласковому озеру. Нирвана. Теплая вода, салат с майонезом, пиво…

17 августа. Поход закончен. Утром, оставив Толю, бредем по песку к санаторию. Пункт первый — позвонить в Каракол, в турфирму «Туркестан», как там Валентин. Это удается просто, в санатории есть переговорный пункт. Охранник зовет Валентина к телефону, мы коротко переговариваем, у него все нормально, ночным автобусом сегодня уезжает в Бишкек. Пункт второй — пиво и мороженое. Без проблем. Медленно возвращаемся назад, Толя уже почти изжарен на солнышке. Деятельная натура, он вскакивает на велосипед и исчезает. Приехав через пару часов, вытряхивает еще с ведро абрикосов. Они просто росли тут, неподалеку. Этим вечером мы наметили уехать в Бишкек. Собираемся, выходим на трассу к санаторию, ждем. Машин мало. Автобусов нет, маршруток тоже. Подождав до 2-х ночи, раскидываем палатку за юртой-харчевней и спим до утра.

18 августа. В 7 утра опять на трассе. Через час Толя останавливает маршрутку. Сняв педали и повернув рули, мы загружаем велосипеды в багажное отделение, садимся — и вперед, в Бишкек. Завтра утром — поезд.


23.08.03

Краткое описание

горный велопоход по Внутреннему Тянь-ШанюИтак, с 24 июля по 16 августа мы, четверо екатеринбургских велотуристов, сходили в горный велопоход по Внутреннему Тянь-Шаню. Подробное описание будет позже, а пока — коротко:
— старт с южного берега озера Иссык-Куль через г. Каракол (бывш. Пржевальск), преодоление перевала Чон-Ашуу (3822), пос. Энгильчек и выход на кемпинг Ат-Джайлоо, который расположен 35-км выше по течению реки Энгильчек. Далее, оставив велосипеды и часть снаряжения в кемпинге, мы вышли в пеший 10-дневный радиальный выход на озеро Мерцбахера и далее в базовый альплагерь, расположенный на леднике между пиками Хан-Тенгри и Победы. Вернувшись в кемпинг и отдохнув на полудневке, группа в составе уже трех человек двинулась далее. В кемпинге был оставлен заболевший Валя Никитин. Следующим этапом было продвижение к реке Уч-Кель, и далее вверх по направлению к массиву Ак-Шийрак. По пути к Уч-Келю была организована переправа через реку Теректы (построен плот на надувных пластиковых шарах, на нем я переправился на тот берег, а затем была навешена веревочная переправа). В месте переправы через Уч-Кель река разливалась на два рукава и поэтому фактически у нас получилось две переправы. Использовался вновь построенный плот. Участники, велосипеды и вещи переправлялись маятником. 30 км вверх по реке были пройдены за два дня. Обход прижима поверху, движение вдоль реки по осыпям, преодоление промоин — все это отнимало много времени и сил. Выйдя вплотную к массиву Ак-Шийрак, мы ушли влево через перевал Ишигарт (3963) и обогнули Ак-Шийрак с юга, затем с запада. Дорога здесь идет по предгорьям массива на высоте 3500-3800 метров. С сыртов (высокогорных пастбищ) Кара-Сая через перевал Сеок (4023) и через сырты Ара-Бель мы вышли на перевал Барскоон (3754) и спустились на Иссык-Куль.

19-го августа, уезжая, на вокзале мы встретились с выздоровевшим и отдохнувшим Валентином.

 


 

График велопохода по дням

 

ДеньДатаЭтапы походаКилометражХодовое времяДорогаСпособВысота
23-24.июлПриезд в Бишкек, наем машины, переезд к Иссык-Кулю00800
124.июлИссык-Куль: пос.Тон — пос.Джениш723 ч. 53 мин.асфальтвело1606
225.июлПос.Джениш — г.Каракол. Закуп продуктов на автономную часть пути.60асфальтвело1770
326.июлг.Каракол — начало перевала Чон-Ашуу543 ч. 58 мин.асфальтвело2200
427.июлПодъем на пер.Чон-Ашуу (3822), спуск с него 5 км475 ч. 34 мин.б/покрытиявело3822
528.июлСпуск с перевала, пос.Энгильчек, погранзастава, продвижение вверх по р.Энгильчек684 ч. 27 мин.б/покрытия, асфальтвело2500
629.июлКемпинг Ат-Джайлоо, полудневка. Вечером сауна.152 ч.грунтовкавело2600
730.июлПереправа через р.Ат-Джайлоо (вброд), лед.Ю.Энгильчек184 ч.тропапеше2800
831.июлПереход до поляны Мерцбахера259 ч.горная тропапеше3300
901.авгРадиальный выход на оз.Мерцбахера. Полдневка.54 ч.нетпеше3300
1002.авгПоляна Мерцбахера — уход на лед.Комсомолец.158 ч.нетпеше3700
1103.авгЛед.Комсомолец — лед.Ю.Энгильчек — лед.Звездочка106 ч.нетпеше3900
1204.авгЛед.Звездочка — баз.альплагерь — радиалка под Хан-Тенгри84 ч.нетпеше4100
1305.авгВозвращение вниз.156 ч.нетпеше3500
1406.авгВозвращение вниз.207 ч.горная тропапеше3300
1507.авгВозвращение вниз.207 ч.тропапеше2700
1608.авгПриход в кемпинг Ат-Джайлоо. Полудневка102 ч.тропапеше2600
1709.авгКем.Ат-Джайлоо — пос.Энгильчек — р.Теректы423 ч. 35 мин.грунтовкавело2400
1810.авгР.Теректы (переправа:постройка плота + навешивание веревки) — р.Уч-Кель.19грунтовкавело2450
1911.авгР.Уч-Кель (постройка плота, переправа), движение вверх по реке81 ч. 20 мин.грунтовкапеше/вело2600
2012.авгДвижение вверх по Уч-Кель187 ч.грунтовкапеше/вело2800
2113.авгДвижение вверх по Уч-Кель, выход к пер. Ишигарт133 ч.грунтовкапеше/вело3000
2214.авгПер.Ишигарт(3963), спуск, движение по отрогам массива Ак-Шийрак436 ч. 35 мин.грунтовка, б/покрытиявело3960
2315.авгОгибание массива Ак-Шийрак, выход к пер.Сеок746 ч. 30 мин.б/покрытиявело3600
2416.авгПер.Сеок (4023), пер.Барскоон (3754), спуск к оз. Иссык-Куль664 ч. 40 мин.б/покрытиявело4023
2517.авгДневка на Иссык-Куле001606

График зависимости расстояние-высота.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *