Состоялся в этом сезоне первый по-настоящему зимний многодневный велопоход. Мы не прошли той нитки маршрута, которая намечалась, план похода был изменен по реальным метеоусловиям, но главная задача была все же сделана — довольно большая группа посетила интереснейший район. Две ночевки в снегу при минусовой температуре (-4-6 град.) добавили в копилку туристического опыта участников немало полезных наблюдений.
Итак: общее количество стартовавших составило 13 человек. Вместе с основной группой с нами поехала «группа поддержки» (однодневный ПВД): Болышев Денис, Савиных Вадим, Пересыпкин Валерий и Малышкин Дмитрий. Отрезок пути от Ревды до Мариинска они прошли с нами, а затем ушли на Дегтярку-Ревду (см. текст Дениса). Основная группа состояла из 9 участников: Иванова Ирина, Клеин Сауле, Селезнева Ольга, Иванов Алексей, Клеин Василий, Крашенинников Анатолий, Маркс Алексей, Минеев Влад, Семейкин Михаил.
Под Мариинском был устроен костер и чай. Группа поддержки неосмотрительно высыпала на стол все свои припасы, дружненько все это было подъедено и — и в Мариинске мы расстались. 5 километров до Краснояра пролетели быстро, затем недолгие поиски тропы, короткий спор между знатоками этих мест Владом и Лешей Марксом — и вот она, явная, натоптанная пешими группами, маркированная тропа на Шунут. Снег то шел, то нет. Почти везде по тропе можно было ехать, что мы и делали по возможности. Конечно, было довольно сложно. В результате 6,5 км до места стоянки группа продвигалась почти два часа. Где-то приходилось идти пешком, где-то переправлять технику и велосумки через топкие места и ручьи, пару раз отдыхали. Когда вышли на широко известную дорогу, протянутую от Мариинска по шунутским склонам, стало понятно, что теоретически построенный в городе маршрут надо менять. Дорога, по которой надо было продолжать движение, для велотуриста с грузом была просто непроходима. Колеи с незамерзшей еще грязью, снег, пешая тропа, легко перепархивающая по колдобинам с одного края дороги на другой, вдохновения у группы не вызывали. Решено было вставать на стоянку. Толя Крашенинников вывел нас на то место, где они вставали в прошлый раз (сентябрьский поход — рук. Влад Минеев), и мы наконец-то остановились.
После стояночной суеты — поиска/пилки дров, установки палаток, варки ужина и поедания оного — состоялось обсуждение сложившейся ситуации. Что мы имели: продолжающийся с переменной интенсивностью снегопад, полностью скованные мокрым обледеневшим снегом велосипеды, реально непроходимую дорогу. Каждый высказал свои предложения по завтрашнему дню. Спектр был широк — от возвращения домой с заходом на Волчиху до продолжения намеченного плана. В конце концов решили оставить эту стоянку как базовую, с утра отогревать-оттаивать технику, сделать пешую радиалку на Платониду и если с утра снег будет продолжать идти — смотреть по обстановке, может быть, придется снимать лагерь и пешком сколь возможно продвигаться назад к Краснояру. 9-го ноября всем надо было быть в городе!
Леша! Дорога видишь, какая. Для безопасности разбиваемся на три группы. Ты забирай девочек и езжай, мы — через пару минут. Хорошо?
— Хорошо! …Миша, поехали!….
Из дорожной ситуации
…Утром первой встала Ирина. На ее горестно вопрошающий голос: «…кто-нибудь! Надо костер разводить! Вчера вроде говорили, что встаем рано…» первым отозвался Леша Маркс. Когда народ начал вылезать из палаток, костер уже трещал и котлы с водой грелись. Была сварена и съедена близкая душе одессита Толи кукурузная каша. Миша Семейкин вызвался подежурить в лагере и отогреть велосипеды. Можно было идти на Платониду.
Тропа на Платониду шла по той самой дороге, по которой мы вчера попробовали идти с велосипедами и вовремя образумились. По карте и на деле до своротка вниз, к речке оказалось около 6 километров. Потеряться негде. Свернуть на нетоптаные места вправо-влево незачем, а когда ты упираешься в вывеску «Гидрологический памятник природы «Платонида»», то понятно, что ты уже пришел.
Итак, что же это за место? По общим рассказам — здесь жила отшельница Платонида. Молилась, лечила людей. Речка Малый Ик протекает здесь в глубоком логу и вбирает в себя многочисленные ручьи. Еловый темный лес на крутых берегах. Три безымянные могилы. Большой крест на поляне, где, видимо, был крестный ход на 2000-летие Рождества Христова. Полуразрушенная землянка на самом берегу реки. Где-то повыше расположена изба, которую иногда называют баней. Радоновый источник, вода из которого стоит дома и не портится очень долгое время. Тропа, по которой приходят сюда богомольцы. И мощная, явственно ощущаемая — только остановись, отделись от спутников и дай себе время сбросить суету — языческая аура.
Отсюда около 5 километров до Старика-Камня, примерно 6 — до вершины Шунута. Передохнув, попробовав водички из источника и немножко водички огненной, мы пошли назад. Перед нами на тропе просматривались две группы туристов. Вообще, обстановка на Шунуте в эти дни немного смахивала на демонстрацию. В многоугольнике с.Краснояр-г.Шунут-г.Старик-Камень-Платонида-с.Краснояр курсировало во всех направлениях братьев-туристов немалое количество. Вернувшись на стоянку, пообедав и немного отдохнув, организовалась меньшая по количеству группа в радиалку на Шунут. Вчетвером мы «сбегали на вершину». Жаль, что минут на 20 опоздали на вечернее освещение. Снежные облака к этому времени рассеялись, и хотелось запечатлеть шунутские скалы на алом вечернем фоне, но, видимо, в следующий раз…
Вечер второго дня был по костровой части более продолжителен. Чувствовалось, что не было вчерашней усталости, разговоры у костра не прекращались, в общем — посидели… Задача на утро была сформулирована просто — встаем пораньше, в 7 часов. Завтракаем, сворачиваем лагерь и не позже 9.30 выходим в обратную дорогу. По прикидкам, времени нам хватало, даже если и вмешался бы снегопад. Получилось и проще, и сложнее.
Снег под утро шел, но тропа оказалась в нормальном состоянии — спасибо пешникам, натоптавшим ее. До Краснояра мы спустились за 1 час 5 минут и под попутный ветер лихо долетели до Мариинска. И — началось. Снежная каша от выпавшего снега, начиная от Мариинска, не успела укататься. Машины в обоих направлениях довольно часто — с интервалом 3-5 минут. Уступая им дорогу, приходилось уходить на обочину, в снег. Группа растянулась метров на 150. Мы реально создавали серьезную дорожную помеху. Остановившись на отдых, решили разбиться на три компактные группы с интервалом метров в 200. Тут-то Леша Маркс и выдал фразу дня, приведенную в начале второй части моего текста. До Ревды добрались без приключений, на вокзале пришлось подождать час до электрички — и в 13.05 (время московское) двинулись домой.
Небольшие итоги и наблюдения:
- Из всех участников только один полностью не имел шипованной резины. Он, возможно, чувствовал себя достаточно уверенно, но часть моих тревог как руководителя похода, касалась его. С шиповкой на дороге безопаснее — вот и все.
- Для зимних походов совершенно необходимы бахилы — резиновые галоши с нашитыми на них тканевыми чулками до колена. У костра — хочешь, не хочешь — на теплые нагретые ботинки попадает снег, тает и впитывается в ботинок. Результат ясен. Крутые фирменные ботинки тоже пока не совсем понятны. У двоих участников, у которых были такие ботинки, ноги все же были влажные (конденсат?).
- Пока не совсем ясно поведение фирменных палаток. Был серьезный конденсат, но как установлены палатки, я не смотрел и не могу пока сказать, недостаток ли это палаток или же установки их (вентиляция под тентом).
- На Шунут еще ходить и ходить. Старик-Камень, Платонида, скальные выходы в верховьях Малого Ика, тропа богомольцев на Краснояр и наверное еще немало интересного осталось для нас неизвестного в этих местах. И хочется знать историю! В Интернете информации по этим местам мало, исследования в библиотеках — вряд ли кто из нас возьмет на себя подобные поиски. Кто что знает — сообщите! С миру по фразе — будем знать больше.
Удачных походов всем нам!
Фотографии Ольги Селезневой