Количество участников — 16 человек
Пройденное расстояние — 23 км
Характеристика дорожного покрытия — нет слов…
Собравшиеся в прошедшее воскресенье на ж/д вокзале участники веломероприятия были полны оптимизма. Впереди предстояла увлекательная прогулка по таежным Аятским дебрям, скалы, на которые не терпелось залезть и обозреть окрестности…
Сели в последний вагон электрички. В который раз жалею, что не сделал крючки для подвески велосипедов к верхней полке. Сейчас приходится использовать способ перевозки, когда заднее колесо стоит на полу, а переднее опирается на спинку сиденья. Велосипеды ставятся валетом и таким образом в стандартное «купе» электрички можно вместить до 5 машин. А сейчас: шипы покрышки конкретно впились в как бы кожаную обивку сиденья, пришлось подкладывать рукавицы и все, что можно. Попутчики по электричке участливо выспрашивали, что за велоклуб, где находится, кто дает денег… За окном косо неслись снежные хлопья…
Высадились на Сагре. Электричка ушла. Станция являла типичную картину мирной сельской жизни — ни людей, ни собак, дымок из печных труб, падающий снег и тишина. Дорога на Аять, расположенную в 5 километрах, оказалась бескомпромиссной с первых метров — замерзшие лужи, скосы обочин, бывшая грязь, превратившаяся в щебенку, корни деревьев. Короче, боевуха.
Народ, впрочем, не унывал. Отсутствие дороги как таковой, лес — чем гуще, тем лучше, непогода — что еще нужно настоящему велотуристу для спокойной жизни? Пересекли прямую насыпь, похоже, это и была узкоколейка (бывшая?), обозначенная на карте. Вышли на Аять, вернее, на южную ее оконечность. Справа — кладбище и собственно сам поселок, слева — дома и наш проулок Химиков, через который уходит дорога в пампасы. Метров через 400-500 (внимание!) — свороток. Влево, по основной — можно двигаться на Три Брата, вправо — на Кырманские скалы. Вперед выдвинулась группа молодых участников, которые прокладывали тропу. Остальной народ ехал потихоньку сзади, стараясь попасть след в след. До Кырманских скал добраться оказалось нетрудно — просто не нужно никуда сворачивать, двигаться по основной дорожке, пересечь мелкий ручей (речка Кырманка) — и вот, через 200 метров после переправы слева скальные выходы. Слазив на скалы и полюбовавшись на водораздельный хребет (Европа-Азия!), еле проглядывающий через снегопад, народ плотно приступил к перекусу. Пряники и прочие заедки, термоса с чаем подкрепили наши силы. Мой велокомпьютер показывал 10,3 километра от Сагры. Впереди ждала гора Чернижная.
Рассказывать о следующих четырех с половиной километрах смысла нет. Сквозь снегопад группа вышла на перекресток с дорогой, по словам Александра Арапова, ведущей вправо на Таватуй, влево, судя по карте — на пос. Починок. 14,7 километра от места старта. Мокрый снег. Движение вперед по намеченному дома кольцевому маршруту становилось все более бессмысленным. ПВД не должен превращаться в подвиг без особой причины. Надо было взять тайм-аут, и мы встали на традиционный костер и чай. Прилично закусив, мы с Александром сбегали пешком на Чернижную, до которой, оказывается, оставалось 20 минут пешком. На заросшей лиственным молодняком вершине сохранились остатки деревянной вышки со следами пожара. Горе Чернижной было присвоено звание пупыря, и наша разведочная группа двинулась назад. И здесь я сделал ошибку. Энергичный Александр уговорил-таки меня двинуть маршрут дальше, на поселок Таватуй. По карте расстояние небольшое, 6-7 км, дорогу он примерно знал, т.к. проезжал в этих местах осенью. И группа двинулась дальше по дороге вправо, перемешивая мокрый снег. Спасибо тем, кто шел впереди! Надо было проминать снежную целину, прокладывать велотропу для задних. Работка для ребят выдалась та еще. Взглянув как-то вдоль процессии, я увидел картину, до сих пор еще не виданную мной — в просеке, где шла наша дорога, стоял пар — от нас. Где-то тут Алексей Иванов и выдал фразу, вынесенную мной в эпиграф…
Все кончается. Закончился на задворках Таватуя и наш поход. Закончился, наверно, типично по-нашему — закрытым залом ожидания на станции, отмененной неделю назад электричкой, которая могла нас забрать через 5 минут после нашего появления на станции, полутора часами ожидания. Хорошо, что работал магазин. Добросердечная продавщица, цыкнув для приличия на загалдевшую было нашу молодежь, вполне не возражала против обогрева у горячей печки. Рассредоточившись по вагонам, забраться в электричку удалось всем. На ж/д вокзале группа уже не собралась — видимо, хотелось побыстрее домой.
Ну что ж. Как получилось, так получилось. Не так уж на самом деле было плохо, как получилось в моем описании. Ну устали, ну промокли ноги. У меня есть пара знакомых, которые лет двадцать назад, попав в подобное приключение, до сих пор не устают при случае рассказать об этом во всех подробностях. Так что нашим внукам не будет скучно!
Фотографии Валерия Пересыпкина