Ревун-2004. Плот

В прошлом году, готовясь к походу на Тянь-Шань, мне пришлось задуматься о переправе через горную реку Уч-Кель, вдоль которой проходила часть маршрута. Речку я помнил визуально по походу 1996 года, тогда мы нашли трос, перетянутый через реку и наладили переправу.

Через 7 лет, в 2003 году, мы совсем не знали, сохранился ли тот трос и необходимо было подстраховаться. Надо было перебраться через реку независимо от наличия троса. Метод водников — некто в спасжилете кидается в реку и переплывает ее, вытаскивая за собой веревку, совсем мне как-то не импонировал. Вода холодная однозначно, течение — дай боже, ширина реки немалая по меркам непрофессионалов-пловцов…нет, этот способ не подходил.

Корбут Евгений

Переправа на р. Уч-Кель в 1996 году.
На веревке — Корбут Евгений (основатель и директор фирмы «ВЕК»).

В основу техзадания 2003 года по переправе легли следующие данные — необходимо плавсредство, способное перевезти на себе через водную преграду человека и (или) груз. Вес должен быть минимальным (тащить-то все на себе!), объем должен быть терпимым, цена — разумной настолько, что после использования можно было бы выкинуть или подарить, не сильно теряя материально.

Плот на воздушных шариках. Вариант 1

Плот на воздушных шариках. Вариант 1

Честно скажу, вариант надувных китайских бревен, дешевых резиновых или пластиковых лодок или чего-то подобного я не прорабатывал. Камеры от МАЗ, КАМАЗ и т.д. отброшены были сразу по фактору веса. В подшивках «Моделиста-Конструктора» в прошлых годах я встречал вариант построения каркаса из деревьев и кустарников и затем обтягивания его полиэтиленом, но там приводилось время построения сооружения — порядка суток-полутора — этот вариант был отложен как слишком экзотичный. Но у меня был вариант — описание одиночного сплава с велосипедом хорошего моего знакомого — Виктора Алимова, который использовал длинные чехлы из парашютной ткани и воздушные шарики. Каркас строился на берегу из подручных средств — что растет, то и рубим. Один звонок — и получен полный инструктаж по материалам, шарикам и даже через пару дней у меня появились чехлы, предоставленные Виктором на испытание. Через несколько дней наступал слет туристов Ревун-2003 и упускать возможность испытать на реке Исеть плавсредство было просто нельзя.

Долго описывать два варианта плота, которые мы построили на Ревуне, наверное, не стоит. Вывод был однозначен: в качестве надувных элементов использовать воздушные шарики, презервативы и даже особо прочные презервативы для сексуальных меньшинств — нельзя. Резиновые изделия лопались хоть поодиночке, хоть вложенные друг в друга при задевании о жесткую осоку, об кустарник, при нечаянном ударе веслом… При таком уровне надежности думать о каменистом береге в далекой Киргизии, поросшем облепихой, даже не хотелось…

Вернувшись домой, на основании полученного опыта можно было уже поразмышлять. Итак: строить каркас плота мы научились. Поведение плота на реке понятно — это дредноут, который не так-то легко передвигать по водной глади (или зыби). Шарики не годятся. Что можно использовать в качестве поплавков? Ну конечно же, туристические коврики! Все равно мы их везем. Коврик не тонет, следовательно, обладает некоей плавучестью. Так надо это свойство использовать! Дополнительно по совету Валерия Пересыпкина были закуплены пластиковые мячи для пляжного волейбола. Этот вариант был опробован на местной речке Решетке.

Поплавки

Поплавки

Плаванье

Плаванье

Первая переправа

Первая переправа

Поплавки крепились к каркасу скотчем. Сначала был опробован вариант, когда внутрь коврика вкладывались 2-литровые пластиковые бутылки, но все же пластиковые шары победили. Плавучесть поплавков большего объема была значительно лучше.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAЭто был уже «боевой» плот. В походе по Киргизии, при переправах, а их было три — использовались испытанные на Решетке пластиковые шары, которые для защиты вкладывались в полиэтиленовые мешки и скотчем же крепились к каркасу. Коврики не использовались, запаса плавучести шаров хватило вполне.

"Боевой" вариант

«Боевой» вариант

Технология переправы диктовалась конкретной обстановкой. Мы выбирали наиболее удобное место для старта плота. Задачей было стартовать на этом берегу так, чтобы выйти на отмель на противоположном берегу, учитывая снос по течению. Ширина речек позволяла перекидывать конец веревки с карабином на конце с одного берега на другой. Поэтому я, как автор и изобретатель, садился на плот и греб на другой берег. Толя Снегирев страховал веревкой все движение. У противоположного берега, почувствовав под веслом дно, я немедленно выпрыгивал с плота и добирался до берега вброд. Плот на веревке уходил к Толе. Там загружалось и фиксировалось снаряжение, веревка перекидывалась мне и отпускалась на том берегу.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAПлот, плавно качаясь на бурунах, солидно и не спеша подплывал ко мне, я выгружал груз, перекидывал веревку и отправлял его назад. Словом, «маятник». На первой переправе мы попробовали перетягивать груз, не перекидывая веревку, стравляя ее на одном берегу и вытягивая на другом, но все сооружение опасно зарывалось в воду, сила была такая, что удержать было очень тяжело и от этого способа отказались. Метод, когда один человек на плоту переплывает туда-сюда, перевозя груз, годится, очевидно, только для спокойной и тихой воды. В случае горной реки задача была прозрачна и понятна — нужно было доставить на тот берег одного участника группы. Далее было уже все просто.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAВыяснились слабые места конструкции. Несмотря на защитные мешки из полиэтилена, два шара прокололи шипами облепихи при переноске по берегу. Правда, способ ремонта был прост и эффективен — все тем же скотчем. В мешки, куда были помещены шары, все же проникала вода и плот становился тяжелее и тяжелее. На первой переправе ошиблись — расположили мешки горловинами навстречу течению и вода прямо-таки рвалась внутрь. Скотч в воде постепенно отклеивался и переставал четко фиксировать поплавки. Тем не менее все удалось и на обеде, устроенном после последней переправы, я скромно принимал немногословные поздравления Толи и Юли. В устах туристического монстра, динозавра и патриарха Толи это стоило дорогого.

 

OLYMPUS DIGITAL CAMERAВ этом году чувство незавершенности темы все же не давало покоя. Надо было довести дело до конца. Во-первых, количество шаров — как показал Тянь-Шань, минимум 10, лучше — 12. Во-вторых, надежный крепеж шаров к каркасу. Все же скотч, как все временное — не метод. Лучше уж иметь что-то более надежное и, по — возможности, многоразовое. В-третьих, чехлы. Полиэтилен тяжеловат и объем его в общем грузе все-же довольно большой. От шипов все равно не спасешь, но предохранить от шары от камней, коряг — можно.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAВ результате были закуплены 14 штук шариков, на оптовом рынке в этом году их цена составила 25 рублей за штуку. На фирме ВЕК заказаны и изготовлены индивидуальные чехольчики для каждого шара все тем же количеством — 14 с 4-мя петельками сверху и одной — снизу. Материал — почти невесомая ткань типа парашютки. От идеи двух длинных чехлов для шариков я отказался. Практика прошлогоднего Ревуна и Тянь-Шаня показала, что в любом случае чехол набирает воду и тебе приходится эту массу тащить. А индивидуальный чехол обтягивает шар — и для воды нет места. Кроме того, в случае прокола не приходится развязывать длинный чехол и доставать оттуда нужный шар… Еще 100 метров шнура 3 мм — и можно было ехать на Ревун.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAКаркас, естественно, делался из подручных материалов. Березки росли все кривые и поэтому в основном использовались стволы молодых сосенок. Стволы по возможности тщательно очищались от веток и больших кусков коры. Продольные лаги пилились длиной примерно по 2,5 м, поперечные — около 1,3-1,4 м. Каркас вязался небольшими кусочками бракованной ткани, игравшими роль веревочек, методом закруток.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAШары вставлялись в чехлы и надувались. К каркасу чехлы с шарами вязались шнуром 3 мм, снизу через петельки пропускался еще шнур и натягивался.

Первое пробное плавание по Исети показало, что с шестом плавать бесполезно. Пришлось одолжить весло. Боевое крещение плот принял на небольшом сливе, который, однако, показал себя. Слишком сдвинувшись назад, я нарушил центр тяжести и тут же был опрокинут в воду при преодолении «бочки», так, кажется, называется вал воды, натыкаюшейся на камень. Пришлось прикинуться плавучей травой и относительно без проблем миновать слив. Лишь обнаруженный на следующий день синячище на боку напомнил, что вода и камни — настоящие…

Дальнейшие прогулки по реке показали, что сливы и порожки преодолеваются без проблем, два человека плывут на плоту спокойно, наткнувшись на камень, плот немножко амортизирует, поворачивается потихоньку как ему удобнее и минует препятствие, иногда огибая, иногда слезая с него. Приветствия присутствующих туристов не умолкали. На фоне качественных катамаранов, водников в касках и спасжилетах, каякеров такая вот халявная самоделка и двое седоков на ней вызывали некое умиление, ну вроде как в стаю породистых гончих затесалась веселая дворняга…

Итоги и выводы

  • Плот — рабочая конструкция, которая реально может использоваться или при пересечении водных преград или включении элементов сплава в велопоходе.
  • Вес собранного плота последнего варианта оказался таким, что я один без напряжения несколько раз тащил его от нашей стоянки до порога (около 1 км).
  • Сборка конструкции при наличии на месте переправы мелких деревьев и кустарника и подготовленных материалов (веревочки) занимает силами 2-х человек около двух часов.
  • Весло удобнее иметь с двумя лопастями (или два весла на двоих седоков). При данной длине плот все же больше любит поворачиваться при гребле вокруг собственной оси, нежели целеустремленно двигаться вперед.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *