ПВД на Еловый мыс имеет свою маленькую историю. В сентябре этого года мы искали картографический материал для нашего сбора на горе Волчиха. Ирина Иванова связала меня с Игорем Шелеметьевым, у которого были карты для ориентировщиков по этим местам. При встрече Игорь предложил сбор провести на Еловом мысу, рассказал про дорожки на полуострове Гамаюн… Я смутно вспомнил, что когда-то, проходя с Сауле пешком по льду Исети, мы варили чай среди неких скал по правому берегу, уж сильно похожих на описанные Игорем…
Утром на перекрестке улиц Викулова-Металлургов собрались 11 участников. Двое — из Новоуральска. Не спеша доехали по старому тракту до своротка на Палкинский торфяник, добрались до садов. Традиционно посетили магазинчик на горке. На этот раз дискуссии по поводу парковки велосипедов к стенам магазина не возникло. Продавцы привыкли, что ли… Выход к железке разочаровал — деревянный тротуар был отремонтирован! Увы, в прошлое ушли зияющие щели, узенькие огрызки досок, по которым приходилось проезжать.
По новой дороге на Северку быстро докатили до ЛЭП, где планировалось переходить Решетку. Воды, однако, было много, по камням не получалось. Здесь группа разделилась — трое остались штурмовать речку вброд, остальные поехали дальше — в обход.
Пополнив копилку туристического опыта переходом через частично заледеневшую Решетку, наша троица двинулась далее. Поднявшись на горку, попали на знакомую свалку, которая заметно увеличилась в объеме. «Переход свалки с велосипедом на плече» — наверное, так назвал бы живописец батальную картину на этот сюжет. Нащупывая ногами опору в месиве пластмассы, металла и бог знает чего еще, мы миновали свалку и смогли двинуться далее.
Под Медвежкой наша маленькая группа встретилась с основной. Народ активно перекусывал. Отдохнув, двинулись дальше. Довольно накатанная грунтовка постепенно сменилась набором троп. Мы выбирали те, которые соответствовали основному, восточному направлению. Справа все время шло болотце, слева — подъем с частыми останцами. Видимо, это были подходы к горе Пуп. Места интересные. Попались два-три ручейка, стекающих в болотце. В будущих летних вылазках можно иметь их в виду.
Вышли на водовод. Дорога по водоводу истоптана пешими туристами, видимо, отколовшимися от турслета УПИ, проходившего в эти выходные на Решетке, недалеко отсюда. Проехав порядка 2-х километров, сверились с картой и по всем приметам определились, что находимся в основании Елового мыса. Свернули с водовода и вышли на горушку со скалками. Место было хорошее — лесистый склон, освещенный солнцем, плоский камень, подходящий для общего стола, много сушняка. Костер и чай не заняли много времени. Время еще было и я «сбегал» на разведку. Место, где мы стояли, метрах в четырехстах на восток действительно заканчивалось мысом в пойму Исети. Две небольшие каменистые гряды обрамляют мыс. Тропа ведет через заболоченный берег к воде.
Уже потом, после пройденного ПВД Ирина нашла в Интернете немного исторической информации про эти места, привожу ее полностью:
ЕЛОВЫЙ МЫС многослойный археологический памятник горнолесного Зауралья. Екатеринбург, Железнодорожный р-н. Расположен между пос. Палкино и ст. Гать. Представляет собой две каменные палатки высотой 7-12 м, расположенные у оконечности обширного мыса, вдающегося на 360 м в болотистую пойму р. Исети. Еловый Мыс известен с конца XIX в. Исследован Е.М.Берс, Т.И.Нохриной и др. В.Т.Петриным на скалах обнаружены и скопированы писаницы.
Ранние периоды освоения мыса представлены остатками стоянок неолита, энеолита и ранней бронзы (около VI-III тыс. до н.э.), в т.ч. жилищем с неглубоким прямоугольным котлованом, очагом и др. объектами, а также нанесенными охрой изображениями птиц (лебедей?) и, возможно, ловчей снасти в геометрическим стиле. К поздним периодам относится гамаюнская стоянка с кв. деревянным домиком пл. 9 кв. м под северной скалой (около VIII-VI вв. до н.э.), иткульский металлургический комплекс с выдолбленными на скалах и обмазанными глиной чашевидными основами горнов (около VI-III вв. до н.э.), а также гамаюно-иткульский жертвенный(?) комплекс на выступах скал. Основную часть находок составляют керамика, кости животных и орудия из камня (скребки, скобели и др.). Из единичных предметов раннего железного века можно выделить наконечники стрел сарматского (савромато-сарматская общность) типа, глиняные штампы для орнаментации посуды, антропоморфную фигурку, черепки с гравировкой, глиняные формочки для отливки пуговиц, фигурку животного из дерева.
Литература: Берс Е.М. Археологические памятники Свердловска и его окрестностей. 2-е изд. Свердловск, 1963; Петрин В.Т. Писаница из окрестностей Свердловска // Советская археология, 1985. № 3; Борзунов В.А. Зауралье на рубеже бронзового и железного веков (гамаюнская культура). Екатеринбург, 1992.
Автор: Борзунов В.А.
© Институт истории и археологии УрО РАН
Такие вот дела…
После чая и весьма основательного перекуса двинулись домой. Новоуральцы свернули на водоводе направо — на станцию Исеть, мы — обратно по водоводу на северскую дорогу, к Палкино. Миновав поселок, оценили запас времени и решили все же заглянуть на Оброшиху. Нашли рудники рядом с поселком и даже заглянули в них. Рудники заросли молодым лесочком, спуск с велосипедом возможен по бывшему съезду вниз. Были обнаружены и печи, про которые мы слышали, что они есть, и которые мы посмотрим подробнее в один из следующих выездов…