Вдохновителем этого похода был Игорь Вейн. Добраться до Маркова Камня не тривиальным для велосипедиста путем — не с рудника Асбест и не с Косого Брода, что само по себе нелегкая задача, а по пути существовавшего когда-то пешего туристического маршрута с Верхней Сысерти — такова была сформулированная цель. При обсуждении «на четверге» более-менее сложился состав группы, в пятницу была произведена контрольная перезвонка, и сомнения (погода, лень и т.д.) были отметены.
Окончательно список участников выглядел так: Игорь Вейн, Денис Болышев, Слава Соколов, Сауле и Василий Клеины.
Чтоб не пилить по асфальту и сэкономить время, был нанят автобус КАВЗ (короче, катафалк). Тариф автобуса: 300 руб/час, минимум 3 часа. То есть 900 руб на пятерых участников. При осмотре автобуса был вынесен вердикт: 10 человек с велосипедами — увезет! Пока делились воспоминаниями, кто как собирался, выясняли, кто чего взял с собой или, наоборот, забыл, проехали Кашино и вот она, Сысерть. Между делом Денис умял банку тушенки с хлебом.
Площадь у краеведческого музея (бывшее управление, высочайшим повелением построенное в 1759 году) в Сысерти, где мы высадились, произвела немалое впечатление. Суровый гранитный Павел Петрович Бажов провидчески глядел на запад, где на горушке высился кованый 6-метровый крест по соседству с опорой ЛЭП… На площади — памятник, посвященный… 300-летию Российского Флота. Слева от памятника — разрушающийся помаленьку парк культуры и отдыха с разными языческого вида строениями из дерева. Забором парку служит невероятных совершенно размеров многолетний транспарант из железного листа с патриотической надписью: «Сысерть — родина П.П.Бажова». Венчает композицию божий храм с отреставрированным передом.
Миновав плотину Сысертского пруда, слева оставили горку с вышеупомянутым крестом. Заглянув позже в карту, обнаружилось и название горы — Бесенкова. Каково? Так им, бесам, крестом в самую макушку! Игорь, как бывший пионерский старожил этих мест, рассказывал байки про крест, про знаменитые сысертские боры, по которым мы как раз проезжали, про выработки, спрятанные в лесах… Пересекли пруд по пешеходному мосту к поселку Луч и красивой спокойной асфальтовой дорогой добрались до Верхней Сысерти. Далее — турбаза Солнечный Камень, где и началась нормальная лесная грунтовка.
Примечание. Маршрут отслеживается по карте «Бажовских сказов дивные места», масштаб 1:50000.
Грунтовкой добрались до кордона Плита. Кордон обитаем, живут, по словам Игоря, несколько мужиков (мы видели двоих), есть кони, чем они (мужики) занимаются, непонятно. После кордона метров через 150 налево уходит неявно выраженная дорога на Иткуль — та самая, на которую точит зубы уже не первое поколение велотуристов. Мы поехали прямо и вышли на пруд Хрустальный. Пруд сдан в аренду, там разводят рыбу, рыбалка запрещена, что нас не очень огорчило. Людей не было никого, но на плотине стоит вагончик, навес, костровище, видно, что место обитаемо. За плотиной налево по тропе метров через 50 — место отдыха. Стол, две лавочки, опять костровище. Наша дорога (вернее, две колеи многолетней давности, буйно заросшие травой и кое-где кустами) обошла пруд с северной стороны и повела нас на северо-запад. То есть мы миновали бассейн реки Полуденная Сысерть и начали переваливать к реке Северная Сысерть. Ночь провели как раз на водоразделе, на безымянном ручейке. Утром чуть ниже по ручью обнаружили следы деятельности бобров. Не обнаружить было невозможно — осины и березы у ручья были объедены и подгрызены сплошь. Ручей в нескольких местах перегорожен плотинами, так что образует каскад прудиков. Ниже — каналы с водой, прорытые бобрами и сухие каналы — ходы. Живут они там, в общем, в полное свое удовольствие.
С утра паутина дорожек все же нас немного подзапутала. Было приблизительно ясно, где мы находимся, но как отсюда продолжить движение, непонятно. Напрямик по азимуту с велосипедами в тех местах идти невозможно, а то, что осталось от старых дорог, настолько сильно заросло, что временами просто ничем не отличалось от обычного травостоя. Пришлось сделать пару пеших разведок и устроить совещание. Главной проблемой было то, что поплутав еще час-полтора, мы могли не успеть вернуться обратно в Сысерть даже по пройденному уже вчера пути. Автобус ждал нас до 19:00 вечера. Решили рискнуть. Игорь ушел налево, через речку Северная Сысерть, а я решил проследить, куда ведет еле проглядывающая дорога вдоль реки. Победный крик с той стороны речки разрешил сомнения. Дорожка была найдена. Переправа через реку проблем не составила — камни и бобровые плотины дают надежную опору.
Быстро перекусив на бревнышке, дочиста обглоданном бобрами, опять двинулись в путь. Стало спокойнее на душе, когда наткнулись на маркировку. А уж когда наткнулись на «указатели» «МАРК>» и «<ХРАПЫ» (это кордон Храповский), стало ясно, что мы на верном пути. Дорожка стала более укатанной, постепенный подъем вел нас наверх, вот встретилась речка — и вдруг я понял, что эти места я знаю. Мы вышли к Маркову Камню, а речка, соответственно — Марковка.
Поставив велосипеды, пошли к той печке-плавильне, которую мы обнаружили когда-то, в один из майских походов. До нее, слава богу, никто не добрался. Крышка была на месте, внутри — вынимающаяся клеть из склепанных железных полос (железо мало тронуто ржавчиной), наружные камни печи никто не обрушил. Деревянный сток, вросший в землю, тоже был на месте. Если приглядеться к берегам Марковки, видно, что копано было здесь когда-то очень и очень прилично.
На поляне под Марковым Камнем мы попытались еще найти место, где был когда-то вход в подземную раскопушку и куда я заглядывал как-то, но найти уже не смогли — то ли обрушилось, то ли уж настолько высокая трава росла, что только в мае и можно этот вход обнаружить. На поляне есть место, где, по всей видимости, были расположены когда-то землянки, несколько штук. Перекрытия уже обвалились, помог еще и пал, который когда-то прошел в этих местах, и на месте землянок обозначились ямы. Кто тут жил — рудокопы, наверно, предстоит еще выяснить.
Время поджимало. Грунтовку, которая ведет с рудника Асбест на Марков Камень, уже с полным правом можно назвать дорогой. Поднявшись по ней наверх, на перевальчик, посмотрели мы на тропу, которая с дороги ведет еще выше, к скалам, вздохнули и… не пошли. Нужно было спешить. До Асбеста по велокомпьютеру насчиталось 8 километров и далее до Сысерти еще 15. К 19 часам мы успели, автобус нас ждал, а Марков Камень… пусть будет в следующий раз!