Оброшинский лесопарк. Полуостров Гамаюн

Оброшинский лесопарк. Полуостров ГамаюнВсего участие в этом ПВД приняли 15 человек. От места встречи до места расставания (одно и то же место — конечная остановка трамваев 7 Ключей) по моему компьютеру получилось 30 км. Разузнали выход из города к путепроводу на Палкино не по основной дороге через лесопарк, а по ненагруженной — через железнодорожные пути. Узнали родник на повороте дороги из Палкино (кто умчался вперед — сами виноваты!). Проехались по прекрасной дорожке вдоль полуострова Гамаюн и Оброшинскому лесопарку. Полазили на руднике. Посетили Палкинские палатки. Из Палкино по незнаемой еще нами дорожке доехали почти до Шувакиша. (То есть при желании, минуя город, можно с Серовского тракта через Шувакиш-Палкино-Палкинский торфяник (или Северку) попасть на Московский тракт). Обкатали новый велосипед Локосовой Лены-Калачика. Взяли с нее обещание обмыть — позже.

Оброшинский лесопарк расположен на северо-западной оконечности Верх-Исетского пруда. С юга он заканчивается полуостровом Гамаюн, с запада его ограничивает река Исеть, впадающая в этом месте в пруд. На полуострове имеют место быть каменные останцы (палатки), на которых проводились в свое время археологические раскопки. По имени этого полуострова существует даже термин «Гамаюнская культура».

Посмотреть информацию можно здесь.

В центре лесопарка находится небольшой поселок Оброшино (Оброшинский Рудник) и примыкающие к нему заброшенные рудники, где добывали мраморизованный известняк, используемый в качестве флюса. Рядом находятся остатки печи (для обжига породы, надо полагать). Рудники давно заросли молодым лесом.

С севера лесопарк примыкает к старинному по нашим меркам селу Палкино. Основано село, насколько я понял из источников, в конце XVI века. Севернее села, на мысу реки Исеть, в 60-х годах велись археологические раскопки.

Цитирую Уральскую историческую энциклопедию:

ПАЛКИНСКОЕ ЛЕВОБЕРЕЖНОЕ ПОСЕЛЕНИЕ (НА ГОРЕ МАЛЕНЬКОЙ)  опорный памятник гамаюнской культуры (VI-IV вв. до н.э.). Екатеринбург, Железнодорожный р-н, пос. Палкино, левый берег р. Исети. Памятник открыт и полностью раскопан Е.М. Берс. Его нижний слой — неолитическая стоянка с каменными скребками, пластинами, нуклеусами и обломками шестигранного полированного топора. Верхний слой — гамаюнское неукрепленное пос. На узком скалистом мысу пл. 350 кв. м располагались в ряд подквадратные дома пл. ок. 60 кв. м и две мастерские (камнеобрабатывающая и мет.), размещавшиеся в легких овальных каркасных строениях типа чумов. Хорошо сохранились полы домов, бревенчатые, в два наката, обмазанные глиной, опиравшиеся в центре на скалу, а по краям — на свайки из гранита и дерева. Жилища обогревались очагами, имевшими вид чаш в глинобитном покрытии пола. На открытой площадке располагались летние кострища и хоз. ямы. В коллекции находок, кроме обычного для гамаюнской культуры набора вещей (керамика, каменные скребки и скобели, глиняные формочки для отливки подвесок, наконечники стрел из камня и кости), следует выделить костяной гарпун, черепки с гравировкой, круглую медную бляху, обломок ахеменидской бронзовой чаши со стилизованным растительным орнаментом. Осн. занятием нас. П.Л.П., по-видимому, являлись охота и рыболовство, вспомогательными — разведение лошадей, крупного и мелкого рогатого скота, металлообработка и др. домашние произв.

Лит.: Берс Е.М. Археологические памятники Свердловска и его окрестностей. Свердловск, 1963; Борзунов В.А. Зауралье на рубеже бронзового и железного веков (гамаюнская культура). Екатеринбург, 1992.

Автор: Борзунов В.А.

Недалеко от села к западу находятся скалы Палкинские палатки, тоже объект археологических изысканий.

Если добавить сюда росписи на скалах Елового мыса, расположенного недалеко от раскопанного поселения на другом берегу Исети, вспомнить, что и на Чертовом городище, расположенном не так уж далеко, археологи тоже находили немало исторических артефактов, то картина вырисовывается довольно занятная. 5-10 тысяч лет до нашей эры в этих местах существовали постоянные жилища людей, временные охотничьи стоянки, вынесенные отдельно производства (как в районе Палкино), места, связанные с отправлением культовых традиций… Здесь своей жизнью жили люди. Были наработаны способы охоты, рыболовства, были мастерские по обработке камня, кости и металлов (медь и бронза). Можно сказать, кипела жизнь…

Заканчиваю отчет эмоциональным описанием ПВД глазами Vectra (в миру — Владимира Мысина):

 

3.11.03
Владимир Мысин (Vectra)

Всем грязюкам назло

Как-то невзначай пролетела информация от отдельной группы ребятишек, которые также катаются на велосипедах, что организуется поход по местам совершенно близким от города, и что этот поход рекомендован начинающим байкерам. Посмотрев на свой велосипед и подёргав ручки тормозов, и убедившись, что этих самых тормозов у меня практически и нету, тут же подумал, а стоит ли ездить? Тем более, что для таких поездок нужны ещё и шипованные шины, которых на велосипеде тоже не было. Но! Вспомнив, что накануне усиленно тренировался и гонял по заснеженному лесу, попадал во всякие заносы и совершал так называемые контролируемые падения, подумал, что в лесу довольно много снега, а этот снег препятствует движению и тормозит байк. А раз в снегу байк сам останавливается, то тормоза соответственно ни к чему. Следовательно, и нешипованные колёса больше не стали пугать — раз тормозов нет, то и пользоваться ими всё равно толку никакого. Сложив все эти маленькие нюансы, решил таки ехать.

p1102_02
p1102_03
p1102_04
p1102_05

Утром, открыв форточку, обнаружил очень сильный ветер. «Ого, как сильно дует. Наверно, будет очень холодно сегодня ехать» — подумал так и начал одеваться как кочан капусты — кучу маек, кофт и двойные носки, одни х/б, а поверх шерстяные. Выехал на улицу: -» Ё МОЁ!!! Ну и жарища… Какой снег!!??? Какие шипы!!??? Всё растаяло, один голый асфальт, хотя и мокрый». Через несколько метров движения, чувствую, кипит мой разум возмущённый! Из всех щелей от меня валит пар и приходиться расстегнуться, чтобы совсем не перегреться. По пути от дома встречаюсь с Сергеем, и вот мы движемся к месту нашего общего сбора. Ехать довольно приятно, машин мало, гололёда нет и не холодно. Сворачиваем с Донбасской на Автомагистральную и едем в сторону Семи Ключей. На Автомагистральной оказалось удивительно мало машин, и поэтому прибавили ходу. Шпарим быстро и уверенно, потому как под колёсами чистый асфальт без льда и снега. Но тут происходит внезапная и вредоносная закавыка. Впереди переезд, рельсы идут через дорогу под очень острым углом. Переднее колесо Сергея попадает в канаву между рельсом и настилом и происходит внезапный переворот велосипеда. Но активные тренировки не прошли даром. Сергей, моментально соскочив с байка, оказывается на обочине, но по инерции продолжает лететь вперёд. И чтобы не упасть в грязь, он на ходу хватается за осветительный столб, тем самым остается целым и невредимым. А вот велосипед, улетев на обочину, немного повалялся в грязи, но быстрые протирания тряпочкой снова придают ему прежнюю, красивую форму. Проехав по улицам Сортировки, останавливаемся возле продуктового магазина. Быстрая пробежка по/вдоль прилавков и — в рюкзак запихивается небольшое количество съестных припасов для похода, привала и немного воды для питья в движении. Ещё несколько минут движения, и мы оказываемся на месте сбора.

Место сбора оказалось под навесом конечной остановки трамвая «Семь ключей». И здесь происходит встреча участников похода. Видим ребят от велосервиса «БиоМеханика», тут же на скамеечках сидят Галя, Вика, Лена со своим абсолютно новым, свежекупленным велосипедом TREK, тут же был и ещё один Сергей (Мусихин) под псевдонимом Akademik. Несколько минут ожидания и нас становится всё больше и больше. Подъезжает Тарас, потом Алексей Иванов, потом Василий и Сауле Клеины. Потом нас стало так много, что можно уже со счёту сбиться. Пока ждали ещё одну участницу Юлю, все живо беседовали между собой, в основном был разговор про зимнюю экипировку, про оборудование байков для ночной езды, а также с любопытством разглядывали новенький, блестящий байк Лены. Предоставилась возможность в живую разглядеть, как выглядят шипованные колёса на велосипедах у других участников предстоящего похода. Пока ждали Юлю, которая находилась где-то в пути к нам, начали потихоньку замерзать. Хоть и не очень холодно, но место открытое и продуваемое. Самое первое — это начинают мёрзнуть ноги, чтобы согреться, начинаем пританцовывать на месте. Несмотря на двойные носки, чувствую, тоже замерзают ноги. Обувь на ногах не совсем спортивная, обычные зимние сапоги, ноги с кучей носков сидят плотно и мёрзнут. Тогда скидываю сапоги, снимаю лишние шерстяные и остаюсь в одних х/б. Ступням становится свободней, и дальше они не замерзают. Но чтобы совсем отогреться, решаем прокатиться рядом вокруг остановки. Первым покружил Академик, а потом Тарас и Алексей прокатились по близлежащему лесочку. Решаюсь тоже прокатиться, хочу проехать по куче щебёнки, но не получилось. И тут слышим команду Василия. Все подъезжаем, подходим и слушаем. Дальнейший план такой: первая часть группы едет вперёд, а вторая дожидается Юлю и движется вслед за нами. По пути первая группа должна встретиться с Костей, который должен сойти с электропоезда на станции Свердловск-Сортировочный и присоединиться к команде. Вроде всё просто, но позже это оказалось совсем не так.

От места сбора все двинулись к железной дороге, чтобы затем пересечь её и выехать на другую сторону. Помчались вниз по довольно длинному уклону. Спуск был настолько приятный, что так и подмывало разогнаться всё быстрей, но приходилось делать всё наоборот. Давил на отсутствующие тормоза что есть силы, не давая разогнаться велосипеду. Повернув направо, начинаем двигаться вдоль забора с колючей проволокой. А за забором, оказывается, находится детская колония для малолетних преступников. Видны красивые кирпичные корпуса и высокие и пушистые ели за забором. Также слева проплывают бесчисленные пакгаузы, мастерские путевых машин, диспетчерские домики и другие значимые объекты, относящиеся к такой большой железнодорожной станции. Слева виднеются огромное количество путей, с не менее огромным количеством вагонов и электровозов, а над ними висит просто жуткое количество проводов контактной сети, издали похожих на гигантскую паутину. Движемся дальше. По пути замечаю, возле забора валяется путеец в оранжевом жилете. Он, видимо, был с такого жуткого похмелья, что даже не смог дойти до работы, а может и наоборот, под конец ночной смены не смог не только до дому дойти, но и до раздевалки. Почему-то захотелось остановиться и растормошить этого бедолагу, но сзади, по-моему, Валентин командует: — «Не отставай!», и послушно ускоряюсь, догоняю группу. Справа проплывают корпуса рельсосварочного завода, который сваривает рельсы, делая из коротких очень длинные, длиной до 800 метров. И тут внезапно путь наш преграждается длинным составом из платформ, на которых лежат эти самые длинные рельсы. А нам надо попасть на дорогу, которая ведёт к туннелю под всеми ж/д путями. Но чтобы на эту дорогу попасть, нужно перебраться на другую сторону от платформ. И начинаем двигаться в сторону пешеходного моста. Двигаемся по какому то непонятному направлению. Вокруг промышленные помойки, кучи железной стружки. С байками наперевес спускаемся по крутому оврагу и забираемся на пешеходный мост. Во время прохода по мосту у Вики зазвонил телефон, это, оказывается, звонил Тарас. Он передал, что они с Костей уже ждут всех у последнего туннеля на выезде от железной дороги. Перейдя по мосту, спустились за злосчастные платформы и продолжили движение. И опять слева видны следы помоек, справа тянутся сады, где из-за забора лают собаки. Проезжаем мимо путей, на которых стоят пассажирские вагоны, используемые для хозяйственных целей.

Добравшись таки до дороги с туннелями, обнаруживаем, что где-то потерялась часть нашей группы, а точнее, где-то застрял Алексей Иванов. Решаем дождаться его, но ждём пять минут, десять, а его всё нет и нет. Вдруг видим, движутся к нам кто то, едут, подъехали поближе и это оказались Юля, Василий и Сауле Клеины, и ещё кто то, уже не помню, но Алексея так и нет. Тут Василий командует первой группе снова ехать дальше по туннелю и по дороге до выезда с последнего туннеля и там дождаться остальных. И вот снова поехали по указанному маршруту. И уже на подходе к последнему туннелю видим — навстречу мчится Костя и машет всем рукой. Выехав, наконец, за железную дорогу, останавливаемся и ждём остальных. Ждём мы их и ждём, ждём мы их и ждём, а второй группы всё нет и нет. Что такое? Сколько можно уже теряться? Забираюсь на насыпь над туннелем, чтобы сверху лучше видеть, и продолжаем ждать. Пять минут нету никого, десять- никого. И вдруг ОПА! Вот они едут!!! Урррааа!!! Всё, вот теперь все вместе и готовы ехать дальше. Василий рассказывает дальнейший план похода и даёт команду на отправление. Первым срывается Алексей и стремительно начинает удаляться. Остальные, сообразив через полминуты, что действительно нужно ехать, тоже начинают двигаться. Включив повышенную передачу, начинаю догонять Алексея, вот уже почти догнал, поворачиваюсь назад и вижу где-то далеко позади потихоньку катящихся байкеров, а впереди них едет Костя. Остановившись у развилки, снова ждём отставших. Отставшие приближаются, Алексей делает несколько снимков и вот все снова в сборе. Посмотрев повнимательней, снова кого-то недосчитались… Где-то потерялись наши знакомые ребята из такого хорошего велосервиса. Пять минут их нет, десять… Пока ждём, все обращают внимание на Костину обувку. А обувка у Кости просто мощная. Огромные кирзовые чуни до самых колен. На голенищах застёжки, а на подошве шипы. Дааа…. На таких подошвах можно и по скользкой крыше ходить, и по льду бегать, и по самым крутым скалам ползать. Ещё несколько минут обсудили виды зимней экипировки, и на повороте появились наши отставшие товарищи. Как только они поравнялись с нами, сворачиваем теперь уже все вместе на тропинку, ведущую к берегу Верх-Исетского пруда и дальше к полуострову Гамаюн. Мчимся по этой тропинке, немного покрытой льдом и снегом. Тут появляются некоторые моменты по отсутствию управляемости велосипедом. Байк начинает заносить или переднее колесо сносит в сторону, но отчаянные рывки педалями и рулём возвращают в нужное направление. Мчимся по этой тропинке, и тут впереди поперёк движения появляются бетонные трубы. Решив проскочить их на полном ходу, разгоняюсь — подскок, переднее колесо перескочило, сейчас перескочу и задним, и вдруг — хлобысь! Большой звездой влетаю в бетонную трубу. «Что за хрень такая?»- думаю. А эта гадкая труба торчала слишком высоко, и проскакивать её не удавалось посередине, а только по краешкам… Миновав одну такую трубу, через несколько метров объезжаю другую… Потом появляется третья, и она благополучно остаётся позади. Проезжая вдоль берега пруда, слева видим огромные заросли камыша — прямо таки огромное жёлтое поле, на котором растут такие коричневые набалдашники на толстых стеблях. Помню, в детстве любили такими штуковинами дубасить друг друга, после чего все были облеплены пухом с ног до головы, чем доставляли массу неприятностей своим родителям.

Но мы едем дальше. Маршрут проходит всё также вдоль берега, периодически забирая вглубь леса, взбираясь на бугорки и скатываясь в овраги, и снова возвращаясь к берегу. Появляются также замёрзшие лужи в дорожной колее с довольно неровными краями. Проезжать приходится осторожно, потому что заднее колесо сносит то влево, то вправо. Начинаю отставать от впереди едущих ребят, и еду уже ориентируясь по следам на снегу. Дорога обледеневшая, следов периодически не видно, приходится внимательно разглядывать каждую тропинку уходящую в сторону, чтобы самому не потеряться. А обернувшись назад, вдруг вижу, что сзади и нет никого. Вот незадача какая — если остановишься, то первые уедут неизвестно куда, а догонишь первых, те, кто отстал, могут заехать не туда куда надо. И тогда решил догонять первых, а чтобы не потерялись те, кто сзади, начинаю рулить по дороге так, чтобы оставались следы на снегу и по следам уже никто не должен потеряться. Вот вижу уже впереди едущего Костю, догоняю его, а дорога идет на подъем, всё круче и круче, и вот впереди видны скалы. Огромные гранитные валуны аккуратно выложены друг на друга, кое-где поросшие мхом и заросшие кустами шиповника, жимолости и маленькими соснами. Взобравшись на скалы, начинаем смотреть вниз на дорогу, чтобы остальные случайно не проехали мимо. Видим, едут! Но так и есть, все проскакивают поворот и едут мимо, мимо скал. Начинаем усиленно кричать и махать руками, показывая правильный курс движения. Все останавливаются, поворачивают в сторону скалы, и потихоньку вся бригада становится в сборе. Начинается активное обследование скал и близлежащей местности. Гранитные плиты выстроены группами, один массив от другого находятся недалеко. Периодически взбираемся на каждый из них. Часть скал уходит вниз к берегу пруда, и даже на кромке воды лежат огромные валуны, между которыми уже лежит тонкий ледок. Каждый пробует лёд на крепость, наступая на него ногой. Но лёд тут же ломается, и между льдинами появляются полоски чистой воды. Вода такая чистая, что видно каждую песчинку, каждый камушек на дне. Погуляв ещё по берегу, обнаруживаем необычайно красивые наросты сосулек между прибрежными валунами и кромкой воды. Сосульки, как клыки, торчали сверху вниз, свисая с выступающих круглых краёв гранитных валунов, и плавно переходили в ледяную поверхность на воде. А там где льда не было, висели просто так над водой как китовые усы. С берега через поверхность пруда даже просматривалась часть города, правда, было видно плохо, шёл мелкий и колючий снег, который затруднял видимость. А повернувшись в другую сторону, обнаружили рыбаков, которые уже смело вышагивали по льду. Это было так странно, ведь у нашего берега лёд меньше одного сантиметра и ломался от лёгкого нажатия. А тут рыбак, да и не один, и ещё в полной боевой экипировке, с ледобуром, с ящиком и удочками. Но, наверное, в том месте просто тихая заводь, и поэтому там лёд был покрепче, в чем позже мы сами убедились. Полазав по скалам и поговорив по рации, обнаруживаем, что у одного из участников похода — Вадима — порвалась цепь, но опытным ребятам из велосервиса эта неполадка не оказалась трудной. Всё было моментально отремонтировано, надёжно и качественно. Ещё немного походили по лесочку, попробовали на вкус замороженные ягоды рябины, которые уже были совсем не горькие. Пожевали ягоды жимолости, они такие чёрные с маленькими зёрнышками внутри, а самым вкусным оказались плоды шиповника. Ягоды имели сладкую оболочку, но семечки, покрытые тысячью маленьких колючих волосинок, приходилось выплёвывать. После чего во рту постоянно щекотало и царапало. Проходя мимо одного из валунов, обнаружилась надпись, сделанная древним человеком. Она была высечена на камне железным гвоздём, а может быть, кайлом. На камне было написано «ДИНАС 1950г». Вот такая древняя надпись.

Но поход продолжается… Сворачиваемся со стоянки, садимся на байки и покидаем это красивое место. Снова едем краем берега. Тут группа туристов вновь разделилась: часть проехала вдоль берега, а другая проехала правее. Но благополучно встретились на крутом берегу в том месте, где в пруд впадает река Исеть. На льду сидит рыбак и ловит рыбу. Осмотрев место, убедились, что здесь лёд покрепче, но никто не решался выскочить на лёд. К тому же у берега была видна полоска воды. Но Алексей Спирихин осмелел и выехал на лёд прямо на байке. Сначала осторожные движения туда сюда, а потом… Видя, что лёд не ломается, все ринулись кататься прямо по свежему льду. Байкеры один за другим выезжают на лёд. И началось! На льду исполняли всё, что могли, всё что хотели и даже не хотели. Экстремальные катания по тонкому льду, разные заносы, провороты колёс, развороты на 180 градусов. А так же контролируемые падения, после которых от упавшего поверхность пруда отзывалась гулким ударом, как в барабан. И под ногами чувствовалось, как под мощными ботами Кости лёд прогибается, дышит и идёт пузырями. Но даже острые шипы, в которые были обуты Костины байк и сапоги, не смогли проткнуть корочку льда. Но Костя не сдавался и продолжал терзать поверхность, разгоняясь и тормозя об лёд и колёсами, а потом и собственными сапогами. Но лёд выдержал все эти испытания, хоть и отчаянно хрустел и трещал. Все повеселились от души. От реки поехали дальше в лес. Едем по дороге, вдруг сзади нагоняет машина, но едет как-то медленно Приближается, а это оказалась «Нива» с прицепленным к неё сзади бревном. Вот браконьер! Обогнав нас, машина едет впереди. И тут байкеры с гиканьем и улюлюканьем догоняют её и едут следом. Опять же Алексею Спирихину удалось ухватиться за машину и проехать рядом с ней, не крутя педали. А через несколько метров наш путь поворачивает направо. Немного постояв на развилке, бригада подтягивается и устремляется вниз. А внизу нас ждала стена! Огромная скальная гряда, с практически вертикальными, гладкими серыми плитами возвышалась на пятнадцать метров. А в длину эта гряда была ещё больше. Кое-где стены изъедены трещинами, а также видны следы обрушения. Но нам нужно двигаться дальше. Все устремляются вверх по слегка пологому коридору, заросшему деревьями, берёзами и соснами. Взбираться не так то просто, особенно с велосипедом наперевес. Вот кто-то уже забрался наверх, кто-то просто обошёл в обход. А Алексей Иванов застрял на этом жутком коридоре. Вверх тяжело, внизу стоят ещё туристы, вдобавок Алексея развернуло вместе с байком, и была опасность просто повалиться на шлемы стоящих ниже отважных велотуристов. Но Алексей не сдался, с огромным трудом ему удалось развернуться на крутом склоне и заползти таки, вместе с велосипедом, на самый верх. А пока он добирался, внизу произошёл большой затор из ожидающих своей очереди. И Академик решает не ждать и взбирается наверх по ещё более трудному пути. Почти по отвесной стене, цепляясь за корни деревьев, за стволы, цепляясь башмаками за самые маленькие, заросшие мхом уступы в скале, с велосипедом на плече он взобрался наверх. И вот потихонечку и осторожно вся команда взобралась и двинулась дальше по вдоль этой скальной гряды. Едем по тропинке, справа лес, а слева резко вниз уходят склоны. Правда, они уже местами не каменные, а земляные. Но всё равно пейзаж необыкновенно красивый. Растущие на разных уровнях склона, деревья создавали чудесную лесную картину.

p1102_09
p1102_08
p1102_07
p1102_06

Остановившись на одном из таких высоких мест, Сауле говорит, что сходит и поищет старинные плавильные печи и незаметно удаляется в лес. Из-за массовости никто и не заметил, в какую сторону она ушла. И вот всем захотелось двигаться дальше. Но что это??? Велосипед есть, а Сауле нет. Тогда решили стоять тут и ждать. Но всё равно одна часть группы умчалась вперёд на исследование и поиски старинных объектов древних рудников. А мы продолжаем ждать. Пока ждали, Костя съездил к соседней горе, объехал её, а затем съездил к первой группе. Вернувшись, рассказал, что они нашли там остаток древней печи. Ждём уже долго, но Сауле всё нет. Начинаем беспокоиться. Василий отправляется на поиски, уходит в сторону леса мимо горы. Достаю рацию и спрашиваю, не появилась ли Сауле в первой группе, отвечают, что нет. Отправляется на поиски и Академик, а Костя прямо на байке едет по пройденному маршруту назад вдоль гребня. Присоединяюсь к поискам и иду без велика по тропинке в стороне от гребня. Вижу слева далеко Сергея, а справа Костя на байке, но он рядом. Вдруг слышим крик вдалеке, но где непонятно, но Костя примерно сообразил, откуда звук шёл и двинулся туда. Продолжаю двигаться дальше в сторону пруда и снова слышно крик, уже ближе. Кричим сами очень громко, чтобы был ориентир на нас. И вот РАДОСТЬ! Сауле нашлась!!! Вижу, идут вдалеке справа Сергей, Костя верхом на байке, Вика и Сауле. Но тут уже я ничего не пойму. Как Академик незаметно от меня перешёл с левой стороны на правую, и как Вика оказалась там же вместе с Костей? Когда шёл вниз, видел только Костю одного и держал его в поле зрения. Непонятностей было много, и они так и не разрешились впоследствии. А Сауле рассказала, как она заблудилась. Она ушла в сторону какой то горы, поднялась на неё, покружилась, а спустилась совсем в другую сторону. Вот так и получилось. Как всё просто происходит, вот такой он — лес — коварный, не допускает ни одной ошибки. Если в незнакомом месте отошёл от группы, то всё — на сто процентов уверенно потеряешься. В общей сложности поиски заняли около сорока минут, может меньше, а может и больше. Но за это время в тайге можно так уйти, что не найти уже никогда, а тут почти рядом с городом и то столько времени ушло.

Пока происходили поиски, первая часть бригады вернулась с изысканий и рассказала, что видели и что нашли. И вот все успокоились, Сауле садится на велосипед, и мы движемся в сторону только что обнаруженной печи. Остановились возле объекта, наблюдаем. Печь представляет собой углубление в земле с остатками кладки из огнеупорного кирпича. Галя, предварительно спустившись вниз, рассказала, что эти кирпичи настолько хрупкие, что под пальцами рассыпаются в пыль. А Вика рассказала, как они поспорили насчёт этого объекта. Вика говорит, что это обычный овраг, а Галя утверждает, что никакой это не овраг, а это самая натуральная древняя печь. Осмотрели эту достопримечательность со всех сторон и поехали дальше. Впереди показалось ещё одно сооружение, но оно оказалось уже наших времён, но разрушено намного сильнее, чем те же печи, которым более двухсот лет. Сооружение это было простой водокачкой. Остатки кирпичной стены, бетонный круглый ствол, который служил ёмкостью для воды, и сама скважина, над которой стояла эта труба. Оглядев это место, поехали дальше. Едем, впереди интересный холмик, что это может быть, может, курган древний? Но тут слышу крик Гали: «Осторожно, там колючая проволока!!!». Начинаю внимательно смотреть вперёд, но ничего подозрительного не вижу и продолжаю ехать. И тут вдруг байк резко останавливается, вокруг педалей намоталась колючая проволока, а одна петля воткнулась даже в сапог. ВОТ БАЛБЕС!!! Надо было под ноги смотреть, а не вперёд! Подумал так, слез с велосипеда и начал его выпутывать. Хорошо, что колёса не проткнул, а то бы пешком дальше бы пошёл. Выбравшись из колючки и проехав вперёд, обнаруживаем возле кургана странную конструкцию из железа с куполом. Это сооружение почему-то было похожим на мечеть, не хватало ещё полумесяца на шпиле. И в голове сразу зазвучало: » АЛЛААААААХ АКБАР….. АЛЛАААААХ АКБАР….». Все с любопытством осматривают эту конструкцию, причём недалеко обнаруживается ещё одно железное сооружение в виде мухомора, а может в виде туалета с красной крышей в горошек. Но к нему не едем, а едем вниз в овражек и движемся по тропинке, заваленной упавшими стволами деревьев.

Через несколько минут движения прибываем на полянку под отвесной скальной грядой, почти такой же, которую видели чуть раньше. И здесь делаем привал. Дров вокруг просто завались, любые: и берёзовые, и елово-сосновые. Василий готовит кострище, устанавливает таганок для котелков. Этот таганок совсем необычный, котелки не надо вешать под него, а просто ставим на него сверху. И это здорово! Места под котелками так много, что можно подложить очень много дров. И вот костерок горит, вода в котелках нагревается, а рядом накрывается небольшой стол. Но! Угощений ТАК МНОГО, что не умещается на этом небольшом столе. Пришлось достать накидку от дождя и постелить её рядом — стол увеличивается. А что лежит на этом столе? Да всё что угодно!!! Тут консервы рыбные и мясные, консервы молочные сгущённые, паштет, колбасы, сыры, сосиски, хлеб разный, жаркое с овощами, кура-гриль, и огромное количество сладостей, пряники, конфеты, печенье, а на десерт — яблоки. Пока разогревались котелки, все допивали свои остатки чая из термосов. Костя из своего многолитрового термоса угощал всех желающих. И вот вода закипела. В один котелок заваривается чай, а в другой Галя заваривает кофе. Чтобы кофе заварился хорошо, Галя начинает колдовать с котелком над огнём. Но в этот момент ей сильно мешает Вика, которая пыталась во что бы то ни стало поджарить срочно сосиску. В этот момент Галя опускает котелок над огнём, Вика убирает веточку с воткнутой на неё сосиской в сторону. Бедная сосиска! Она вся закоптилась, но не изжарилась. Галя снова приподнимает котелок, а Вика суёт сосиску очень близко в огонь и не заметила, что веточка загорелась. Снова котелок надвигается на огонь, Вика выхватывает палочку, но в этот момент она перегорает и сосиска падает в огонь. Ну, воот! Так и не удалось съесть эту сосиску. А тем временем ужин продолжался. Хлеба очень много, и удавалось делать многоэтажные бутерброды. Каждый угощался тем, чем хотел, в любой последовательности, сыр снизу-колбаса сверху, хлеб сверху-паштет снизу. ОЙ! Что это я? Паштет снизу на хлебе не держится, вот колбаса она держится, её можно языком придержать. Разнокалиберные бутерброды уплетаются за обе щёки. Свежий горячий чай и кофе добавили аппетита велотуристам. И вот уже на костре разогревается жаркое. На таганок кладётся сеточка и завёрнутое в фольгу жаркое разогревается очень быстро. Достали, развёртываем фольгу и по полянке расплывается невероятный запах. Горячее мясо со свежими овощами — морковкой луком и цветной капустой. Тут можно захлебнуться в собственных слюнях, но отказаться от такого угощения нельзя — отрезаю кусочек мясца, чуть-чуть овощей, немного красного перца и с жадностью поедаю фантастическую пищу. Съели много, чаю выпили тоже много, но еды осталось тоже очень много. Особенно консервов и сладостей. Открытые банки со сгущёнкой и с паштетом уже никто не мог доесть. Так они и лежали. Все уже начали собираться, начинаем сворачивать стол. Вот всё собрано, но ещё осталось имущество. Чьё же оно? А оказалось, это Гали. Она в тот момент лазила по скалам, вместе с Сауле исследовали эти скалы и набрали много каменных образцов для исследований. Зовём её, пора собираться в путь дорогу. Галя подходит и начинает укладывать рюкзак. И вот всё уложено, но осталась ещё несчастная банка с паштетом. Что же с ней делать? Ведь ни ложки, ни вилки под рукой уже нету, всё уложено в рюкзаки. Отрываю ветку от сосны, делаю глубокий вдох и с помощью веточки доедаю весь паштет. ВСЁ! Теперь всё доедено, и можно двигаться дальше.

Садимся на байки и едем, но едем — это легко сказано. Мы не едем, а ползём, быстро ехать мешают туго набитые рюкзаки. Вот как интересно получилось, что битком набитый рюкзак переместился в битком набитый живот. Но потихоньку скорость байкеров увеличилась, и через некоторое время мы выехали на асфальтовую дорогу в сторону Палкино. А уж по асфальту поехали, только ветер запел в ушах. Промчались по деревне и выехали на новую дорогу в сторону Решёт. Дорога асфальтовая, но ещё не прикатанная, вся покрыта мелкими камушками. Едем, и справа обнаруживается огромный камень-останец. Костя сворачивает с дороги и едет к нему. И тут навстречу выбегает собака, длинноухая и серая. Издали даже показалось, что это не собака, а заяц. Собака выбежала навстречу Косте, постояла и молча убежала обратно, даже не залаяла. Костя потом сказал, что там стояла палатка и собака оттуда и выбежала. Отъехав от камня, почти рядом обнаруживаем огромные скальные массивы высотой до 30 метров. Сворачиваем с дороги и устремляемся к ним. Переключившись на пониженные передачи, все движутся легко в гору. Добравшись наверх, все, побросав кто где велосипеды, срываются и карабкаются на скалы. Сам пока не лезу, пришлось срочно отбежать к столбику. Когда же я вернулся через минуту, вся бригада уже на самой макушке скал приняла меня за вражеского неприятеля. Начинается сверху массированная атака снежками. Одним снежком достаётся по башке, другой отбиваю ногой, а третий — рукой. Делаю короткую перебежку и успеваю слепить снежок. РРАЗ! И снаряд полетел к цели. Плюх! И одна цель подбита! Но чтобы больше не быть мишенью, прячусь за деревья и тоже карабкаюсь наверх. Забравшись на вершину, вижу, что Галя продолжает воевать с Костей. Костя лепит большие снежки, но бросает их беспорядочно в разные стороны. Один снежок попадает Лене прямо по шлему, другой попадает прямо по моей голове. Галя лепит маленькие, но кидает их точно, и они летят метко в цель. Помогаю лепить снаряды и подаю их Галине, а она меткими попаданиями разбивает Костю в пух и прах. Урра!! Победа — Костя капитулировал! После войны снежками начинается спуск вниз. Потихоньку спускаемся, а тут крик: — «Белка! Белка!! Белкаааа!!!». И точно, на берёзе по веточкам прыгала белочка, маленькая такая. Периодически она замирала, и в этот момент можно было видеть её мордочку. До чего смешная, похожа на хомячка, только хвост длинный и серая. Тоже сменила шубу летнюю рыжую на зимнюю серую. Наблюдаем за белочкой, а Алексей успевает даже её сфотографировать. Спускаемся дальше и тут снова крик: -«Вон ещё одна белка! Вон! Вон она за камнями!! » Но нам её не видно, её заметили те, кто ещё не успел спуститься со скалы. Вероятно у белок тут где-то гнездо, а мы их потревожили. Или, может, они сами пришли на нас посмотреть, белки же тоже любопытные, как и мы. Осмотрев и эти скалы, спускаемся к дороге, кто-то спустился по склону своим ходом. А мне в очередной раз это не удалось, наверно уже все знают, почему. Но всё равно, спустившись пешком пониже, сажусь на велик и с диким ускорением вылетаю на дорогу.

Всё, теперь у нас только одно направление — дорога домой. Потихоньку начинает смеркаться… Падает колючий мелкий снежок и накрывает мокрый асфальт тонкой белой салфеткой. Вернувшись через Палкино, выбираемся через рельсы на другую сторону к лесу. Попутно замечаю, что рельсы к шпалам не прикручены на все болты. А внутри колеи лежат те самые длиннющие рельсы — продукт того самого рельсосварочного завода, мимо которого мы продирались утром. Перебравшись через рельсы, все устремляются по лесной дороге. Неожиданно вспоминаю, что пора провести сеанс радиосвязи. Стою, разговариваю с одним знакомым радиолюбителем, потом прощаюсь и сажусь на педали, догоняю умчавшуюся вперёд группу. Еду, а впереди никого не видать, думаю, сильно я отстал, слишком долго вещал по рации. Но тут вылетаю из-за поворота и вижу, меня потеряли и остановились. Догоняю и присоединяюсь. И поехали дальше. Вот слева проплывают ещё камни-останцы, но не останавливаемся и мчимся дальше. Дорога пошла под уклон и едется легко и радостно. Но тут только не зевай, успевай рулём крутить, чтобы не кувыркнуться на каком-нибудь ледяном бугре. Уклон закончился, и неожиданно выехали на насыпь. Насыпь такая широкая и довольно заросшая уже метровыми соснами. Поначалу подумалось, что это вовсе и не насыпь, а засекреченная взлётно-посадочная полоса для самолётов. Но только потом сообразил, что это не ВПП, а будущая объездная дорога, которую задумали строить ещё в 1995 году, но до сих пор не построили. Двигаемся по этой насыпи, но она как-то незаметно сошла на «нет» и превратилась в узкую и разбитую дорогу. Остановились у маленького моста под железной дорогой. Под мост уходила дорога в сторону Семи Ключей, но нам туда не надо, нам нужно прямо до переезда. Дождавшись отставших, продолжаем наш путь, дорога идёт вдоль железной дороги и становится всё хуже и хуже. Взломанные лужи, глубокие колеи и обледеневший гребень посередине начали создавать некоторые трудности. Тут впереди возникла платформа с названием Огородная. На ней стоит довольно много народу, и это значит, что скоро поезд. И действительно впереди показалась электричка. Снова быстрая остановка и подаётся клич: — «Кто хочет быстрее попасть домой, тот быстрей загружается на поезд и через 20 минут окажется на вокзале». Но никто не отделился от коллектива, все по-прежнему держались вместе. Через несколько метров дорога испортилась совсем, и пришлось выбраться на насыпь и ехать прямо по железке. Но не все забрались наверх. Костя, как ледокол прорубал себе дорогу в разбитой и торосистой колее. А следом за ним так же мчался Академик.

И вот последняя, короткая остановка перед движением домой. Стоим на переезде, а от него идут две дороги, одна на север, другая на юг. И здесь нам предстоит расставание после такого долгого и дружного похода. Но пока все держимся вместе и дожидаемся отставших. Немного отстали Юля, Галина, Лена и Алексей, но через три минуты они, минуя переезд, останавливаются рядом. Достаю из рюкзачка термос и угощаю горячим чаем. Жаль, что термос маленький, но всё равно почти всем хватило понемножку. Тут Василий даёт последнюю инструкцию перед движением по дороге, и все готовят свои электрические фонари — для освещения трассы и байков. Но у многих нет своих фонарей, и их распределяют в группы с теми, у кого они есть. Уже перед самой отправкой Галя даёт Сергею свой запасной фонарик. И Сергей моментально устанавливает его на руль. Бригада готовится к движению, а Костя и Тарас прощаются со всеми. Им ехать в сторону Шувакиша — Тарасу домой, а Косте на станцию и на поезд до родного города Новоуральска. А меня терзают сомнения, как же ехать — вместе со всеми или на Серовский тракт? Так и мучился в размышлениях до самого последнего момента. И вот Василий даёт команду на движение. Успеваю подбежать и сообщить, что я — Vectra и Сергей — Кысь отделяемся: будем двигаться на Уралмаш через Серовский тракт. Сообщив так, прощаемся уже на ходу со всеми участниками такого великолепного похода, желаем удачи и благополучно добраться домой. Затем поворачиваем влево и догоняем уже отъехавших Костю и Тараса. Некоторое время движемся вместе, но вот последний переезд — и уже здесь расстаёмся окончательно. Они поворачивают налево, а я и Сергей поворачиваем направо и выбираемся на тракт.

И вот мы на тракте! Сергей включает фонарь, и яркий луч маленького фонаря разрезает темноту и освещает наш путь. Ехать с фонарём это круто! Всё видно отлично и набираем скорость. Но у меня фонарей никаких нет и потому сажусь Сергею на колесо и еду вплотную от него. Вот стемнело окончательно, но фонарь — это СУПЕР!!! Едем очень быстро, несмотря на очень грязную дорогу. В полной темноте маленький велофонарик превратился в мощный прожектор, который работал безотказно, освещая нам путь домой. Тракт закончился, и началась наша Уралмашевская железная дорога. Короткий бросок по ней и врываемся в кромешную тьму парка Победы. И тут фонарь был на высоте, разгонял не только темноту, но и тысячу чертей, которые поджидали нас возле каждого дерева и каждого поворота. Вырвались из парка и мчимся по тёмным улицам, впереди светофор, зелёный — пролетаем. Ещё один светофор нам зелёный, но далеко он. Мчимся! Быстрей! Ещё быстрей!! Он ближе, но он мигает! Проскочим!!! ОН УЖЕ ЖЁЛТЫЙ!!! ПРОСКОЧИМ!!!! И-И-И-И-И-И-И-И-И…….. УФФ!!! Проскочили… Можно сбавить темп. Всё, мы почти дома. Ещё один поворот и Сергей поворачивает к своему дому. Ну а мне ещё два поворота и я у своего подъезда. Зайдя в квартиру, не узнал сам себя в зеркале. Всё лицо уляпано трёхмиллиметровой грязью. А я думал, снег крупный идёт…

Оброшинский лесопарк

Фото: В.Клеин, С.Ромашов, А.Иванов

 


 

Фотоматериалы об этом ПВД

Фотографии С.Ромашова (Кысь)

Фотографии А.Иванова (IAGSoft)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *