Эти скалы — одно из редких уже мест, где мы еще не были. Конечно, индивидуально — пешком или как-то иначе — некоторые из нас были здесь, но в составе ПВД, организованного БиоМеханикой, мы здесь не бывали. Разумеется, из всех прочих видов транспорта, как-то: Нуль-Т, ракетный ранец, метла, разборка на атомы в городе и сборка по чертежам на скалах, наем транспортных демонов и использование магических заклятий четвертого уровня был избран велосипед. Не стоит рушить устоявшиеся традиции, не так ли?
Скалы Петра Гронского расположены к северо-северо западу от станции Исеть. До самой станции велосипедист может добраться несколькими путями — через Северку — Песчаное — Чертово Городище, через Палкинский Торфяник — водовод — участок железнодорожного полотна Гать-Исеть, через Шувакиш — Ганину Яму — Коптяки и даже с Нижнетагильского тракта через г.Толстик — Аять — Сагру — Исеть и, наконец, на электричке. В данном случае выбран был первый маршрут.
К традиционному месту старта собралось 14 участников. Леша Евсеев и Оля Легкова щелкали, щеголяя, новенькими контактными педалями, Дима Малышкин поставил задний дисковый тормоз, я подкачал в гудок несколько лишних атмосфер и время от времени веселья для сотрясал воздух радостными гудками. Появился новичок — скромный юноша Василий, обладатель неделю назад купленного байка. Подъехал Миша Семенов — участник Тянь-Шаньского нашего велопохода в 1996 году. Очередной виток Великой Спирали Жизни снова приблизил его к Велосипеду и его поклонникам. Последней примчалась Юля. С пылающими щеками, развевающимися белокурыми волосами, спеша к нам на встречу, она напоминала крылатую валькирию, поспешающую к месту битвы.
Выждав 10 минут для опоздавших, тронулись. На мосту перед постом ГАИ нас ожидал великолепный Валерий. На фоне потрясающего вида истинного байкера наши потрепанные штаны, видавшие виды ветровки и нитяные перчатки на руках потеряли всякий налет романтики. Шлем, очки, печатки, верхнее/нижнее, кроссовки, крем, питье холодное/горячее в кемелбаках. Группа восстановила разговорчивость минуты через три, не меньше.
Как известно, свободные люди, вырвавшиеся на шоссе, не любят дисциплины. Этот закон природы был выполнен в точности и немедленно по выходу на старый московский тракт. Вперед рванулись записные любители скорости, за ними потянулись те, кто не мог терпеть вида маячивших впереди лидеров. Эмоции водителей обгонявших нас машин обдавали нас не хуже грязи из-под колес. Было за что.
Достопримечательность селения Палкинский Торфяник — знаменитый деревянный тротуар со щелями между досок и в самих досках шириной ровно в размер шины 26×2.1 дюйма и болотцем справа/слева был преодолен без падений. В глубине души я надеялся, что кто-то все же отметится, и все мы весело посочувствуем неудачнику, но народ в большинстве попался тертый, и надежды мои не оправдались. Так что дальнейшее движение на Северку и до озера Песчаного было отмечено лишь мучительным раздумием — в предпоследний или последний магазинчик завернуть по пути.
Озеро Песчаное обрадовало непривычным безлюдьем. Лишь одна веселая компания сидела на камушках невдалеке от воды и пока еще негромко праздновала что-то свое. Тихая вода, непривычно чистый берег, спокойный местный пес… После небольшого отдыха тихо двинулись в путь.
Не повезло Алексею: переломившаяся под задним колесом палка попала в спицы и невероятным образом завернула задний переключатель. «Деды», посовещавшись, вынесли приговор: делать «глухаря». Был снят задний переключатель, укорочена цепь и далее Леша ехал на одной передаче. Злоключения его на этом не закончились — похоже, была еще какая-то проблема с задней втулкой и, несмотря на дальнейшие ее регулировки, неуклонно увеличивавшийся люфт и срывавшаяся цепь не давали ему ехать спокойно. В заключение (пройдя уже и скалы, и возвращение к поселку Исеть) практически у станции он проколол камеру. Финиш. Честно признав, что не его сегодня день, и попрощавшись, Алексей сошел с дистанции и с байком на плече двинулся на станцию.
На Чертиках опять устроили привал. Желающих сбегать наверх набралось всего двое, и пока они получали удовольствие, отважные велопутешественники вальяжно валялись на травке. В ход пошел малый перекус. Через двадцать минут движение было возобновлено, и вскоре показались окраины Исети. При этом в лесу были замечены два кудлатых щенка, с придорожного камня молча наблюдавшие за процессией. Любвеобильный Леша Евсеев немедленно остановился и, сюсюкая, двинулся к животным. Намерения его были истолкованы по-своему и собаки скрылись под камнем.
Нужная нам дорога, ведущая из поселка на склады аммонала, была обнаружена без особых усилий. Еще пара километров — и вот она, слабо намеченная дорожка вправо, по которой нам нужно пересечь увал и там уже попасть на скалы Гронского. Данные для ориентировки следующие: справа от «аммональной» дороги картофельные посадки, через гряду уходят опоры ЛЭП (просека давно не чищена), влево уходит слабо натоптанная тропа. По ней можно выйти на Мотаиху. Через 100 метров дорожка превратилась в намек на тропу, и пошел подъем наверх. Это — отдельная песня. Характеристика тропы — по ней кто-то когда-то ходил. Перегорожена упавшими деревьями. Уклон. Набор высоты метров 70. Поднявшись и передохнув, обнаружили, что надо еще и спускаться настолько же, насколько и поднялись. Кто пешком, а кто и в седле, понадеявшись на надежность тормозов и на крепость рук, спустились вниз. С этой стороны павших деревьев было побольше. Немедленно начался новый подъем. Наверху была обнаружена вытоптанная площадка под опорой ЛЭП, слева проглядывали скалы. Мы пришли! Компьютер показывал 45-й км от места встречи.
Скалы Петра Гронского, на мой взгляд, представляют собой уменьшенный вариант Чертова Городища. Живописный скальный массив, протянувшийся грядой с запада на восток. Можно полазить, интересно обойти кругом. Много сушняка. Спустившись вниз, мы остановились у небольшой мочажины с водой. Пора, давно пора было попить чайку и перекусить.
Впечатленный подъемом-спуском Валера предложил почистить тропу и использовать ее как тренажер для велопокатушек. Немедленно в воображении возникли толпы байкеров, которые радостно снуют вверх-вниз по тропе, в свободное от байка время поглощая литры чая и оттачивая технику подъема-спуска со страховкой на скалах. Проложена кросс-кантрийная трасса Исеть — 479-й километр — скалы Петра Гронского — Мотаиха — Исеть. Судьи. Скорая помощь. Еженедельные соревнования. Еженедельник в Интернете «Гронские покатушки» с фотографиями лидеров и характеристиками отдельных участков трассы. Отдельные призы для поднявшихся в седле выше всех по тропе. И так далее. Разыгравшееся воображение было потушено дополнительной кружкой чая.
Выход со скал на остановку «479-й километр» особенностей не представляет. Расстояние меньше километра и одно заболоченное место, которое, как оказалось, вполне успешно форсируется с ходу. Далее — знакомая дорога с Исети на Сагру, выход на Коптяки и поворот на Ганину яму. На повороте-то и случилось. Группа шла довольно быстро и плотно, и кто-то из ребят тормознул. Среагировал Миша, но — передним тормозом. В результате — плавный Мишин полет через переднее колесо, отчаянно тормозящая въезжающая в него Юля и плавное раскладывание участников на асфальте. Ссадина на Юлиной руке, сбитые колени, в остальном — благополучно.
Возвращение через Шувакиш-Сортировку отрабатывалось неоднократно и описанию не подлежит по определению, как банальность. До места первого расставания (мост на Таганском ряду, отделились Ивановы) на компьютерах числилось 77 км.
Довольны, мне кажется, остались все. Чудный подъем и насыщенный спуск перед скалами Гронского доставили истинное удовольствие всем участникам. Продолжение аммональной дороги сулит еще один ненакатанный веломаршрут — мимо горки Половинной и через кордон на Чертово городище. Тропу, наверное, почистим в один из наших ПВД.
Удачных дорог всем нам!
Карта
Карта движения от Чертова Городища до Коптяков.
правка: Петр Гронский — по письменным источникам советской эпохи — местный революционный деятель, организовывавший то ли в поселке Исеть, то ли у этих скал собрания (маевки).