Электросамокат. Первые впечатления

Электрический самокат. Электросамокат. Электроскутер.Уважаемые друзья.

25 сентября 2017 года контроллер моего электросамоката Eltreco Iconic GL 48V 500W выдал 1001-й пройденный километр. Самокат я получил 31 мая, таким образом, первую тысячу я накатал за неполных четыре месяца. За это время накоплен не слишком пока большой опыт по эксплуатации и ремонту, но поделиться уже есть чем.

Должен сказать, что Iconic GL, это второй электросамокат, который я купил. Первый, который на сайте продавца (сразу скажу, другого) именовался Volteco PAT ROVER COMFORT, имел на бумаге неплохие характеристики и продавался с большой скидкой. Если по России он предлагался за 62 тысячи рублей, то в этом интернет-магазине цена со скидкой составляла 39500 руб. К сожалению, это оказалась, видимо, копия от копии, изготовленная в Китае, причем крайне небрежно. Примерно в течение 2-3 недель я подробно описывал менеджеру фирмы-продавца косяки, всплывающие один за другим и в конце концов они предложили мне отправить самокат обратно за их счет, а там они уже далее будут разбираться. В конце мая самокат прибыл обратно к ним, а в середине сентября, после переписки, напоминаний и уже начавшейся подготовки документа под названием «Претензия», я получил назад свои деньги.

Но хватит о грустном. Теперешним самокатом, купленным тоже через интернет, но уже в местном магазине, я весьма доволен и он показал себя настоящим помощником в передвижениях по городу и окрестностям. Использую я его для поездок по магазинам, в тренажерный зал, в наш стрелковый клуб на другом краю города, для поездок к друзьям. Когда пару месяцев назад травмировал ногу, он здорово меня выручил для прогулок с собакой. При заявленном максимальном пробеге 45 км, специально не подзаряжая, реально за несколько дней я накатал в сумме 38 км (последние пару км самокат не мог ехать быстрее 6-7 км/ч), максимальный пробег за один раз 29 км (и еще оставался запас хода), несколько поездок в стрелковый клуб туда-обратно 25 км. Таким образом, я практически надеюсь на 32-35 км пробега за раз и, соответственно, могу рассчитывать возможности своего маршрута. Максимальная скорость соответствует заявленной и реально составляет 32-33 км/ч на свежезаряженном аккумуляторе.

Мой самокат имеет седло, его можно снять или отдельно, или вместе с узлом складывания. Седло полезно, во-первых, чтобы просто на нем посидеть, во-вторых, на скорости от 20 км/ч и выше, присев, вы реально улучшаете аэродинамику (плюс 1-2 км/ч) и, в-третьих, самокат гораздо удобнее переносить по лестницам, через поребрики и т.п. Сейчас я тестирую на удобство старое кожаное седло от дорожного велосипеда пермского производства. Знаете, такое олд-скул, с пружинами. Оно так вкусно поскрипывает…

Оставляю самокат, естественно, под замком, стараюсь, по возможности, поставить внутри помещения. В ТЦ Радуга-парк можно вести его рядом с собой, охрана спокойно предупреждает, что не нужно кататься, а так – без проблем. В других ТЦ не был. В метро не пробовал. Перевозил в багажнике междугороднего автобуса, в сложенном виде. Если вы заплатили за багаж, вопросов нет. Видимо, нужно будет сделать легкий непромокаемый чехол, колеса и корпус могут быть грязными.

У моего самоката есть довольно редко встречающийся функционал – быстрая смена аккумулятора. В моем случае это очень нужная вещь, так как в планах стоит увеличить пробег. Проще всего это сделать, имея запасной аккумулятор с собой. Вес у него не такой уж большой, если не ошибаюсь, 3400 грамм, а пробег сразу можно увеличить до 70 км. Я не копал глубоко эту тему, но пока не видел где-либо вариантов подключения внешнего аккумулятора при установленном родном. То есть если вы планируете длинные поездки, вы должны сразу выбирать модели с большой емкостью аккумулятора. Они существуют, но цена там значительно выше приемлемой для меня. Или покупать самокат с возможностью быстрой замены питания.

Мощность мотора. Мой первый самокат имел 350 ватт и этого явно не хватало для даже пологих подъемов. Но это не вполне достоверно, так как все что можно в том самокате, было сделано плохо. Вполне мог и мотор не отвечать заявленным характеристикам. Во всяком случае, когда я прокатился с теперешней 500-ваттной мощностью, разница почувствовалась вполне ощутимо. Iconic GL вполне уверенно вытягивает во все подъемы в Екатеринбурге, я даже специально съездил опробовать его на горе Припаска (там, где родник на старом Московском тракте), причем был нагружен дополнительно 10 литрами воды из родника. Те из моих друзей, кто прокатился на нем, тоже отмечали заметную силу тяги.

Стоит рассказать и об опасностях, конечно. Самокат, как правило, конструкция

складываемая, где все диктуется размерами в сложенном виде, чтоб он помещался в багажник автомобиля, не занимал много места. Отсюда маленький диаметр колес и небольшой дорожный просвет. Соответственно и проблемы. Любая выбоина на дороге, любой поребрик выше 10 сантиметров, может стать причиной падения, если вы их не заметили. Покрышки с гладким протектором, обеспечивающие неплохой накат по асфальту, слабо держат на мокром грунте. Крылья могут легко забиться грязью и прочистить их не так просто. Есть еще малозаметные бетонные препятствия на тротуарах (чтоб не заезжали автомобили), железные трубы, вбитые в покрытие тротуара с той же целью. Давно ли Вы видели ярко окрашенные подобного плана препятствия? Я ни разу. А вот на такую трубу в сумерках уже разок нарвался.

Отдельная, конечно, песня – движение по городу Екатеринбургу. Тот еще квест, друзья мои. Еду я, скажем, с Юго-Запада на Студенческую 1, в наш стрелковый клуб. Большая часть пути идет по тротуарам. Пешеходы, поребрики, неровная поверхность покрытия, щебеночные места, автомобили, перекрывающие часть тротуара. И раскопки, раскопки. Отваживаешься выскочить на дорогу — автомобили движущиеся, автомобили припаркованные, сливные решетки (у нас на Онуфриева недели три решетки были сняты, лежали рядом, а ямы, так сказать, вопиюще зияли), ямы и ремонты, ремонты…

Стоимость зарядки. Если я правильно понимаю, как считается запасенная энергия, это

напряжение аккумулятора, умноженное на емкость. То есть 48Vх10А/ч=480 ватт/ч. То есть полкиловатта. По платежной квитанции наш ЖКО начисляет мне 2,83 руб за каждый киловатт, мною потраченный. То есть одна зарядка обходится мне примерно в полтора рубля. То есть 150 копеек, поделенные на условные 30 км пробега на одной зарядке, выдают мне 5 копеек за километр. Это что касается электроэнергии, напомню. Правильнее считать стоимость километра, учитывая цену самоката: (Цена самоката + количество зарядок *стоимость зарядки) / пробег в километрах. Что, конечно, дает на сегодня другую стоимость – примерно 63 копейки за пройденный километр.

С какими проблемами я столкнулся после начала эксплуатации.

Первое. Из-за функции быстрой замены аккумулятора в конструкции самоката предусмотрен разъем, через который он подключается к общей электропроводке. Сразу же я столкнулся с проблемой потери контакта при тряске. Контроллер при кратковременной потере контакта просто отключает питание. Едешь-едешь, такой счастливый, тряхнуло – питание отключилось. При езде это затруднение решалось передергиванием аккумулятора. Вынул – вставил, включил снова. Проблему удалось решить поджиманием контактов в разъеме. Кстати, они удивили меня своей мягкостью, удалось поджать просто тонкой отверткой. Но я же помню упругие контактные пластины реле моей юности! Там такой фокус бы не удался.

Второе. Необходима была регулировка тормозов, изначально колодки задевали за тормозные диски. Ну, с этим, занимаясь ремонтом велосипедов, справиться удалось быстро.

Третье. Через пару поездок в дождливую погоду засвистели подшипники переднего колеса. Ну, тоже ничего сложного. Колесо было снято, подшипники вынуты, разобраны, промыты и заново смазаны. Мало того, что колесо стало вращаться бесшумно, так еще и значительно дольше, чем раньше.

Четвертое. Не давал мне покоя люфт и стук рулевой колонки. Не сразу, но с третьей примерно попытки удалось разобрать рулевую колонку, а затем и саму вилку. Стук объяснялся просто – ограничение хода вилки осуществлялось простой металлической шайбой, которая без всяких хитростей звонко билась об ограничители хода. Была просто поставлена промежуточная шайба из пластика, стук не исчез, но в значительн

 

ой мере уменьшился. А вот люфт вилки устранить не удалось. Это связано с низкой точностью изготовления компонентов вилки и с этим я вынужден был смириться.

Советы при покупке.

Во-первых, нужно четко определиться с продолжительностью поездки. Как мне кажется, для большого города необходим пробег минимум 20 км. Это значит, нужно покупать самокат с максимальным обещанным пробегом не менее 30 км. Это чисто мое частное мнение, основанное на моем личном образе жизни.

Во-вторых, нужно определиться с допустимым весом. Если можете самокат хранить на 1 этаже, в гараже, в общем, не слишком высоко или глубоко, возможно, вас устроит самокат на свинцово-кислотных аккумуляторах. Вес таковых примерно 35-45 кг. Зато выигрываете в стоимости. Вес самокатов с литий-ионными аккумуляторами примерно 12-18 кг, с такими уже проще преодолевать лестницы, поребрики и проч. Но и дороже. Для примера, Li-ion аккумулятор для моего самоката в сезон стоит 21 тысячу рублей. Дождавшись скидки, я заказал его за 14560 рублей, что тоже немало.

В-третьих, по возможности, колеса должны быть побольше диаметром. Для гладких поверхностей, по которым рассекают ребята в рекламных роликах, это неважно, а в реальных условиях очень даже существенно. 10 дюймов и более, на мой взгляд.

В-четверьых, мощность мотор-колеса, я считаю, от 500 ватт. Особенно если ваш вес под 100 кг и более.

В-пятых, скорость. Для города, полагаю, максимальной 20-25 км достаточно. Основную часть пути по городу мы все равно едем по тротуарам, а там небезопасно ехать более 15-20 км/ч. За городом вполне хватает максималки в 30 км/ч. Если нужно больше, придется жертвовать компактностью (увеличенный диаметр колес, минус складываемость, другая рама, ближе к скутерам и т.п.)

В-шестых, амортизаторы. Передний, полагаю, уместен, вибрация и удары в кисти рук существенно уменьшаются, а вот без заднего вполне можно обойтись.

В-седьмых, ремонтопригодность. По электронике специалистов мало, ремонтная база неразвита. Если покупать у известной фирмы, типа Элтреко, что-то можно купить или заказать через них. В остальных случаях придется заказывать с зарубежных интернет магазинов. Если бывают проблемы, то в основном а) с контроллером, б) с аккумулятором. По механике – в принципе, приличный велосервис должен справиться практически с любой поломкой, кроме сварки, пожалуй.

Василий Клеин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *