В последнем ПВД 2002 года участвовали: Дмитрий Малышкин, Василий Клеин, Валерий Пересыпкин, Владимир Конев, Владимир Каргаполов, Стас Хомяков, Олег Саматов.
«…Воскресное утро. Стылый Екатеринбург замер в морозном мареве, храня остатки тепла. Тихо. Условную утреннюю тишину нарушает лишь скрип велосипедных шиповок — то очередной велосипедист спешит на место сбора…» Примерно вот такой псевдолитературный бред крутился у меня в голове, пока я ехал на Сортировку, скрипя по морозу покрышками. …Очередных велосипедистов собралось на Сортировке шесть человек, потом уже нас догнал Володя Конев и даже промелькнул, так и не присоединившись, Влад Минеев. Цель была проста — прокатиться кольцевым тривиальным маршрутом с заходом на «Чертики», показать дорогу и сами скалы Валерию и Диме, которые здесь еще не бывали, да и просто — давненько что-то не заезжал я на эти скалы…
Все получилось импровизационно — кольцевой маршрут не вышел, потому что после недавних снегопадов и нынешних морозов подъезда к Чертовому Городищу нет. Со стороны Северки дорога отсутствует, со стороны Исети имеется засыпанный снегом тракторный след, но ехать по нему невозможно. Проселочная дорога вдоль водовода непроходима до весны. Так что путь от Гати, которым мы прошли, оказался на этот момент и единственным. (Даже пешая круглогодичная тропа с Исети не натоптана!) Наш кольцевой маршрут естественным путем перешел в радиальный — Екатеринбург-Гать-Чертово Городище-Гать-Екатеринбург. Переживать по этому поводу никто не стал, наслаждались тем, что имели. А было синее небо, размытое в морозе низкое солнце, тихие падающие из ниоткуда снежные блестки, поседевшие скалы — да много чего, хороший получился день. Появилась новая точка отсчета — кто прошел день при минус 30, тому подавно не страшны -25, правда?
Впавший в сонную одурь велокомпьютер показал дневной пробег от старта до финиша 29 километров.
Некоторые наблюдения:
Техника
Не прошедшие переборку амортизационные вилки замерзают окончательно и бесповоротно. Подготовленные вилки подают признаки жизни, но все же нужно снимать защитные резиновые гофры — после минус 20 градусов резина намертво обхватывает ногу вилки и дубеет, не позволяя вилке работать, как положено.
Смазка во втулках колес основательно замерзла только на одном велосипеде (колеса вращались с трудом).
Механизмы манеток, смазанные проникающей смазкой, работали нормально. Только одна манетка замерзла, с ней еще предстоит разобраться.
Подготовленные барабаны трещоток работают нормально.
Все участники ехали на шипованной резине и обледенелые участки дороги проблем не вызывали вообще.
В целом по технике я доволен — прошедшие через подготовку в сервисе велосипеды показали себя неплохо.
Снаряжение
Маска для лица при таких температурах — необходимость. Из опробованных материалов, пожалуй, лучше всего подходит сделанная из полартека. Даже намокший от дыхания, он сохраняет тепло. Несколько хуже ведут себя неопреновые и шерстяные. Не готов пока сделать окончательный вывод по конструкции.
Прекрасно показала себя в эксплуатации пара белье + брюки из полартека (марки 200 или 300). Тепло, выводит влагу и не стесняет движения. Для утепления в ветреную погоду можно добавить велотрусы.
По курткам — опять же не готов к окончательному выводу. Для меня пока очень подходящий вариант — утепленный ВЕКовский анорак с верхом из плотной дышащей ткани (ткань «Турист»). Отрицательно отношусь к непромокаемым тканям.
Ноги в ботинках мерзнут все равно — приходится делать пробежки.
С собой неплохо иметь еще одну шапочку, на случай ветра.
Кроме теплых перчаток в трудную ветреную минуту помогут рабочие рукавицы.
Счастливого пути всем нам в следующем году!
Василий Клеин
Фотографии — Валерий Пересыпкин
Фотографии на сайте Олега Саматова.
Скалы «Чертово городище» (на сайте альпклуба).