Мысль «лечить» износ подшипников и конусных поверхностей велосипедных втулок родилась сразу же, как мы увидели рекламный текст смазки ХАДО. Надпись на упаковке смазки «восстановительной» обещала «компенсировать» 80% износ (этот показатель вызывает споры — а какой же уровень износа считать 80%?). Поиск по Интернету выдал довольно большое количество рекламной информации продавцов. Вдохновляла универсальность смазки и широта применения. Реальные (отрицательные) результаты были получены роллерами (восстановление износа и реакция с водой) и один невнятный (положительный) отзыв от велосипедиста (была смазана втулка Formula). Естественно, было принято решение испытать волшебную смазку «на себе». При этом мы ясно сознавали, что условия велоэксплуатации совершенно другие, чем в автомобиле, где в основном и применяется эта смазка. Кардинально различаются нагрузки, скорость оборотов подшипников, рабочая температура и влажность.
На своем велосипеде я смазал восстановительной смазкой конусные дорожки и шарики барабана втулки Shimano Alivio. Износ поверхностей весьма значителен, на них наблюдаются мелкие раковины. Вообще-то я уже планировал замену втулки. Состояние конусов зафиксировано макрофотосъемкой. Планируется произвести контроль поверхности после 1000 км пробега, так что пока какие-то выводы делать рано.
Для второго эксперимента механик сервиса Дима Горбунов собрал установку, состоящую из втулки Старт-Шоссе, собранную на компонентах, имеющих значительный износ (на таких уже не ездят). Втулка укреплена на столе сверлильного станка, вал закреплен в патроне, небольшая нагрузка на втулку была задана упором снизу.
Первоначальное состояние компонентов втулки зафиксировано не было, для подсчета «пройденных километров» был применялся велокомпьютер.
При длительной работе «стенда» наблюдался разогрев корпуса втулки примерно до 40 градусов тепла.
После прохода по велокомпьютеру 1000 км установка была разобрана.
Визуальный осмотр конусов и дорожек показал, что восстановления поверхностей не произошло, наоборот, размер раковин даже увеличился (поражения «расплылись» по рабочей поверхности). Цвет смазки изменился с розового на темно-серый, запах губной помады сохранился. На взаимодействие с водой экспериментов не производилось.
Вывод: на сегодняшний день применение восстановительной смазки ХАДО в велосипедных втулках в «естественных» условиях видимого эффекта не дает.