Аракуль-блюз

Луна неистово ярилась в ночном пятнистом небе. Рваные облака галопом неслись на восток. Ветер вил снежные смерчи на озере. Гудели сосны. С торчащих усов Кости Ротта слетали голубые искры. Его немигающие истинно арийские глаза смотрели на панораму, открывающуюся перед нами. «…Я горжусь тем, что я живу на этой земле, б…» прокричал он через ветер, покачиваясь под порывами. Костя обычно человек немногословный и отнюдь не склонный к высоким словам. Видно, взяло человека за душу.

Находились мы с ним на гребне перемычки Аракульского Шихана. Остальные экспедиционеры растянулись кто где по тропе, по-своему переживая ночное восхождение. Позади был переход через озеро, подход через снежный лес к скалам, фантастический голубой в лунном свете каменный цирк перед подъемом, поиск пути наверх, сам подъем… Все это было позади. Нам удалось схватить кусочек счастья за хвост. Мы были там, куда стремились, и сам черт нам был не брат.

Вначале было слово

Идея принадлежит Валере Пересыпкину. Проезжая как-то через поселок Аракуль, он заметил скалы на противоположном берегу озера, запомнил и когда начал принимать участие в наших ПВД, предложил туда скататься в «матрасном» варианте, т.е. с ночевкой не в палатке, а в домике на базе отдыха. На его машине мы съездили на разведку, где и определилось, что это за скалы, какие есть пути к ним с поселка (кроме как напрямую через озеро, можно и по тропе вдоль берега), и договорились с арендой домика, дровами на протопку печки и тому подобными мелочами.

Потом — действие

«Сгонять на Шихан с теплой ночевкой» — народу понравилось. В субботу на ж/д вокзале собралось 17 человек, от туристических зубров до желторотых чечако. Общим ором, с помощью начальницы поезда проломив сопротивление проводницы, человек 10 загрузились почему-то в предпоследний вагон. Остальные — в соседний, в котором обстановка была не в пример мирная. Практичный Валера, опросив проводниц и немного подумав, предложил сходить и поговорить с начальницей насчет завтрашнего отъезда этим же поездом. Мол, подъехать пораньше, загрузиться не спеша… Сходили, поговорили. Милейшая Александра Васильевна вошла в положение, проводница Лена тоже, так что с завтрашней эвакуацией вопрос был исчерпан. Выяснилось, однако, что на всю эпопею времени у нас не так много. Поезд прибывает в Верхний Уфалей в 11:02 (моск.), назавтра уходит в 12:44. Другие варианты есть, но еще раньше. Сутки на все, включая веломаршрут, хозработы, пешую радиалку на скалы, отдых. Задачка: за счет чего можно сэкономить время? …Правильно!

Высадились в час дня (с этого момента — время местное). Немножко осмотрелись. Дима Горюшин принялся рьяно подкачивать колесо и, накачав, напрочь вырвал ниппель. На подмогу радостно ринулся штатный механик Димка, на ходу доставая запаску. Мигали фонарики, звучали разных тональностей сигналы. Кто-то рванул проверять наличие киоска. Дул негостеприимный ветер.

Потихоньку тронулись. Проплыли назад суровые карьерные терриконы никелевого комбината, кончился город и народ нажал на педали в силу своих возможностей. Димка, прошедший суровую григорьевскую школу, ворчал сзади. Ворчал правильно, знающему велосипеднику смотреть было на это дело тошно. Принцип «приглашаются все желающие» делал свое дело. Народ, незнакомый с азами дисциплинированной езды, ехал как хотел. Растянулись на километр, выбирая места с лучшим накатом, выкатывались на середину шоссе, благо, что не на встречную полосу. Бывалые тихонько ехали сзади.

На 16-м километре тракта свернули на Аракуль. Ветер — редкий случай — подгонял. На спуске с перевала от станции Силач вдруг неожиданно встретили группу байкеров. Можно себе представить, полтора десятка велосипедистов из Екатеринбурга зимой на второстепенной дороге встречают почти столько же коллег из Снежинска! Снежинцы были на тренировке — готовились к будущему 160-километровому марафону, намеченному на весну. Осипов Толя, их предводитель, человек общительный, чувствительный и цветисторечивый, кинулся обниматься. Почему-то с Аней Зейферт.

Поезд прибывает в Верхний Уфалей в 11:02 (моск.)В поселке уехавшие вперед Валера с Костей Роттом уже нашли хозяина, определились с домиком и поджидали группу. Закипела работа. Володя Каргаполов на бетонной площадке под вышкой на ветру разводил костер, кто-то вокруг него строил ветрозащитную снежную стенку (печка к готовке не была приспособлена), ставились велосипеды в большую комнату, девушки наши занялись припасами. В общем, муравейник.

Так или иначе, к шести вечера все более-менее определилось, картошка-тушенка булькала в котле, печка топилась, народ начал протягивать веревки и сушить портянки. В образовавшийся перерыв решено было сходить в разведку через озеро. Сбегали и на ужине доложили результаты: ходьба через озеро в одну сторону занимает полчаса, тропы нет, в лесу на подъеме снег выше колена, на всю пешую часть надо планировать часа четыре. Завтра поезд в 14:44, нам надо быть на вокзале к 14:00, кладем на обратную дорогу от Аракуля до города три часа, учитывая непрекращающийся ветер и возможность заносов, лучше часа четыре, т.е старт из поселка не позднее 10 утра. Если планировать хотя бы час отдыха после пешей радиалки, то выход на скалы надо намечать в пять утра. Каково?

Игорь Вейн веско сказал: «А давайте-ка сходим сейчас! К утру придем, еще и поспать успеем…» Бодрый после заедок и запивок народ горячо поддержал инициативу аксакала. Собрались и вышли довольно споро, в 9 вечера.

марш энтузиастов …Читатель! Какими словами описать мне этот марш энтузиастов? Ночь, луна, впереди, приближаясь, темнеет черная полоса леса и светлая скальная стена над ней. Шаг — нога проваливается в наст на ступню, еще шаг — еще провал. Натоптанная широкая тропа за нами тут же на глазах заметается снегом. Сюр, типичный сюр… У берега под снегом — наледь и мокро. Имеющие фирменные ботинки солидно чавкали напрямик, неимеющие пытались пробежать яко по воздуху, мелко перебирая ногами.

Пошла тяговая работа по снегу. Незаметно и молча вышел вперед Володя Каргаполов и потянул тропу. Шустрый Димка увязался следом, за ними — остальной народ. Девиз не провозглашался, но он был только один — наверх!

Через полчасика пахотной работы вышли на развилку — впереди во всей красе высилась правая вершина Шихана, влево, на перемычку уходила почти невидимая, засыпанная снегом чья-то тропа. Короткий спор закончился просто — более осторожный Игорь повел группу налево, более опытный, имеющий солидный альпинистский опыт Володя пошел напрямик. Авантюрист Димка увязался за ним следом.

…Понемногу, наверх и наверх, меж камнями, выше верхушек сосен, выкарабкались мы наверх и — «…Луна неистово ярилась в ночном пятнистом небе…»

Последнее мое яркое впечатление и память от нашей ночной эскапады — возвращаясь, на середине озера уже, я оглянулся назад и увидел — далеко сзади, в свете луны, на фоне темной под налетевшим облаком стены Шихана потихоньку возвращались, взявшись за руки, Аня и Олег…

Вот так…

 

Отдельная благодарность действующим лицам и исполнителям:

  1. Пересыпкин Валерий — идея, настойчивость, практическая сметка, фото- и видеосъемка.
  2. Ротт Константин — помощь в нужную минуту, ясное, короткое и внятное резюме похода.
  3. Легкова Ольга — хлопоты по хозяйству и любимый лозунг: «…А легко!…»
  4. Клеин Сауле — хлопоты по хозяйству и моральная поддержка меня.
  5. Зейферт Аня — интереснейшие рассказы про велопоход по Китаю в 2002 году
  6. Савиных Вадим — дежурство по лагерю и вскипяченные на ветру два котла чая для возвратившихся со скал путешественников.
  7. Вейн Игорь — разведка, «зубровость» и идея ночного похода.
  8. Филимонов Егор и его друг Александр (фамилия?) — провоз на своих спинах картошки для всей компании и с честью для новичков пройденные испытания.
  9. Горюшин Дмитрий — участие, поддержка и фотосъемка.
  10. Белявин Олег — участие и поддержка Ани и всех нас.
  11. Клеин Василий — хороший человек.
  12. Евсеев Алексей — разведка, помощь в трудную минуту и хорошее настроение всегда.
  13. Горбунов Дмитрий — спокойствие всей группы за технику. Разведка. Позитивный оппортунизм.
  14. Каргаполов Владимир — умение незаметно делать то, что труднее всего.
  15. Туринцев Юрий — участие и поддержка. Советы бывалого.
  16. Глазырин Леня — участие и поддержка. Искать в этот раз не пришлось.

Расклады:

  1. Стоимость билетов на поезд — 26 руб. на человека, 14 руб. на велосипед туда и 6,5 руб. обратно.
  2. Аренда домика — 250 руб. с группы. Официально — неизвестно.
  3. Расстояние г. В.Уфалей — пос. Аракуль — 29,5 км
  4. Время велосипедного движения полное со всеми остановками в одну сторону — 2 часа 40 минут.
  5. Переход через озеро (2 км) — 30 минут
  6. Переход от берега до гребня — 1 — 1,5 часа
  7. Стоимость рыбы пелядь (сырок) на местном рыбзаводе — 45 руб/кг.

Василий Клеин
klein@r66.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *