Этот материал Андрея Григорьева заставляет присмотреться к продукции конкурентов Shimano. К сожалению, снижение качества компонентов Shimano подтверждается и статистикой нашего велосервиса. Чем бы ни объяснялось это явление — конструктивными недоработками, страной-изготовителем, нам от этого не легче.
Василий Клеин
Андрей Григорьев
Сравнение задних переключателей передач Shimano Acera-X, Deore, Deore LX, Deore XT, XTR
Иногда от велосипедистов можно услышать мнение, мол, Shimano в последнее время стали хуже делать оборудование. По этому поводу мне захотелось написать краткое сравнение задних переключателей передач, которые прошли через мои руки в течение тех шести лет, что я езжу на горных велосипедах. А прошли шесть переключателей от Shimano: Acera-X (RD-M291), Deore (RD-M510) — 2 штуки, Deore LX (RD-M570 SGS), Deore XT (RD-M760), XTR (RD-M952). Причем, на каждом из них я отъездил не менее 800 км, а на некоторых более десятка тысяч.
Описание
Shimano Acera-X (RD-M291) — переключатель на 7 передач, выпускавшийся с 1996 по 1998 год, максимальная звезда — 28 зубьев, косой параллелограммный механизм. Для 1998 года это был полноценный переключатель, т.к. половина групп оборудования тогда еще была рассчитана на привод с семью звездочками в кассете. Но сейчас таких переключателей уже не найти, а «новая» Acera существенно отличается от «старой».
Все остальные переключатели передач из опробованных — относительно новые — еще выпускаются или, по крайней мере, могут быть легко куплены. Они рассчитаны на 8/9 передач, максимальную звезду до 34 зубьев, имеют косой параллелограммный механизм. У Deore (RD-M510) и Deore LX (RD-M570) — обычные ролики. На LX на тросе есть защитные резиновые пыльники. Deore XT (RD-M760 SGS) — «новый» XT, т. е., так называемый rapid rise / low normal. Это означает, что движение переключателя идет в обратную сторону: при ослаблении тросика, рамка с роликами движется к большим звездам. Защитных чехлов, в отличие от «старого» XT, на тросике нет, но есть резиновый отбойник там, где переключатель бьется о нижнее перо рамы. Нижний ролик — на шарикоподшипнике, на роликах есть пыльники. XTR (RD-M952 SGS) — еще «старый», т.е. движение переключателя происходит в традиционном направлении. Есть винт регулировки натяжения пружины параллелограмма. Ролики — на шарикоподшипниках, есть уплотнения. Есть пыльники на тросе.
Ориентировочные цены: Acera — $20, Deore — $35, Deore LX — $45, Deore XT — $60, XTR — $100.
Ресурс
Все переключатели проработали не менее 1000 км, за исключением Deore XT, который был снят после 800 км. Режим эксплуатации — самые различные дороги, от асфальта бездорожья и болот, в т. ч. зимняя езда.
Acera-X у меня пробегал около 10 тыс. км. Ощутимых люфтов в переключателе так и не появилось, но ролики сточились сильно. В итоге — замена из-за низкого качества переключения на сношенных роликах и необходимости работы со звездой более 28 зубьев.
Первый Deore отходил около 13 тыс. км, второй — всего около 4 тыс. км. За это время оба переключателя обзавелись порядочными люфтами, причем не только в параллелограмме и его соединении с натяжителем, но, даже, и в соединении с «петухом». Ролики на первом износились сильно, на втором умеренно. Оба переключателя были заменены из-за неустранимых люфтов и, как следствие, невысокой четкости работы.
Deore LX отработал около 4 тыс. км. Люфты пока что еще минимальны, ролики в хорошем состоянии. Работой переключателя на данный момент я вполне доволен. Кстати, ролики на всех переключателях я время от времени чищу и набиваю солидолом.
Deore XT отработал около 800 км, после чего был снят с велосипеда из-за плохого качества работы и необходимости на двух велосипедах переключать передачи в разные стороны («старый» LX и «новый» XT). Состояние — отличное (было бы странно, если бы это было не так). XTR пока прошел около 1 тыс. км — также никаких намеков на износ
Четкость работы
Те, кто, покупая задний переключатель XTR вместо, скажем, Deore, рассчитывают на существенно большую четкость работы, могут успокоиться. Разница будет, но не особенно большая. На четкость работы влияет еще куча условий: состояние манеток, чистота тросов и рубашек, чистота и степень изношенности кассеты и цепи, смазка цепи. По моим ощущениям, разница между Acera-X и XTR была ощутимая, но не гигантская. Acera-X вполне неплохо справлялся со своими обязанностями. А разница в четкости между Deore и Deore LX, пока они новые, вообще не заметна. Кстати, на четкость переключения передач еще очень сильно влияет расстояние от направляющего ролика до звезд. Чем оно меньше, тем лучше, но соприкасаться они ни в коем случае не должны, иначе очень быстро сточится пластиковый ролик.
Защита от грязи
На переключателях Acera-X и Deore никакой защиты фактически нет. На Deore LX — резиновый пыльник на тросике, что весьма существенно с точки зрения незначительного количества грязи попадающего в нижнюю рубашку тросика. На «новом» Deore XT — такой защиты нет, но есть пыльники на шарнирах натяжителя, крепления и роликах. На XTR есть пыльники и на тросике, и на шарнирах, и на роликах.
Впечатления
Из того, что было опробовано, меньше всего понравились переключатели Deore — низкий ресурс не только роликов, которые легко заменить, но и самих переключателей. По четкости работы ощутимых отличий от Acera-X замечено не было. От новых переключателей Acera отличия, по-видимому, должны быть больше. Deore LX в плане износа пока что выглядит гораздо привлекательнее, хотя, пробег еще невелик. Есть существенные конструктивные отличия.
Как и ожидалось, rapid rise переключатели передач хорошо работают до тех пор, пока велосипед у вас исключительно новый. Усилия пружины явно не хватает, чтобы закидывать цепь вверх и вытягивать трос, если переключатель и тросики не идеально чистые и смазанные. Даже относительно небольшое количество грязи у меня привело к тому, что переключатель сначала стал «задумчивым», а после нескольких поездок по грязным дорогам, вообще соглашался работать в обе стороны только в режиме «2 щелчка вперед — 1 назад», как старый раздолбанный Tourney. Чистка и смазка переключателя и чистка рубашек давала не слишком большой и очень непродолжительный эффект. Единственный выход — очень часто менять рубашки тросиков. После Deore XT XTR показался просто верхом совершенства. Хотя я уверен, что разница между XTR и «старым» Deore XT (M750) по рабочим характеристикам совсем невелика.
Просуммировав все впечатления даже от одних задних переключателей, можно с уверенностью сказать, что качество продукции Shimano из средних групп оборудования постепенно падает. В то же время хорошие классические продукты из верхних групп целенаправленно заменяются более технологичными и дорогими продуктами с откровенно худшими характеристиками. Примером могут служить не только задние переключатели rapid rise / low normal, но и манетки Dual Control. Итак, будущее за продукцией SRAM?
Последнее обновление 4 января 2005.
Copyright © 2000-2005, Андрей Григорьев.
Исходный адрес статьи: http://agbike.spb.ru/review/rear_derailleur.html