О спортивном велотуризме

В этом, 2006 году, наш областной клуб туристов, расположенный на Пролетарской, 3, решил возобновить подготовку кадров для велотуризма. Такая система подготовки существовала во времена СССР, сейчас это вряд ли возможно в прежних объемах (годовой план подготовки, финансирование, предоставление турбаз для семинаров), но главное — начать, не так ли? Эта инициатива касается не только вело-, но и других видов туризма, например, лыжный семинар пройдет нынче третий раз. Само это начинание заслуживает нашей поддержки и внимания безусловно, ибо целенаправленной подготовкой взрослых велотуристов не занимается в нашем городе никто. А велолюбителей и тех, кто хочет попробовать себя не только в покатушках, а и в дальних велопоходах — становится все больше и больше. Выглядеть это будет так: в течении февраля-марта формируется группа инструкторов и руководителей велопоходов, которые в апреле проходят теоретическую и практическую подготовку. Теория заключается в лекциях в свободной форме, которые будут читаться опытными туристами раз в неделю в областном турклубе. Практика — в походах выходного дня (ПВД) по выходным, где будущие участники велопоходов могут наработать практические походные навыки. В это же время проходит подготовка снаряжения, «утряска» состава групп, скатывания участников, уточнение маршрутов. В первомайские выходные (напомню: 1-2 мая — суббота/воскресенье, 3-4-5 — рабочие дни, 6-7 — выходные), проходят зачетные велопоходы 1-2-3 категории сложности (к.с.), после которых участники и руководители получают справки о прохождении велопохода.

Вопрос: зачем все это нужно?

I. Что такое спортивный велопоход

В нашей стране существует организация под названием «Туристско-спортивный союз России» (ТССР). По ее документам живет и регламентирует свою текущую деятельность целая система турклубов — областных, городских, районных (а также ВУЗовских и заводских). Так вот, ТССР дает следующие определения:

  • Путешествие — это мероприятие, связанное с передвижением человека в природной среде на любых технических средствах и без таковых, в одиночку или в составе группы, с познавательными, оздоровительными, спортивными и др. целями.
  • Спортивный поход (СП) — это путешествие, которое соответствует «Единой всероссийской спортивной классификации туристских маршрутов» (ЕВСКЕМ) и проводится по «Правилам проведения соревнований туристских спортивных походов, путешествий и организации спортивных туров. (Приняты Туристско-спортивным союзом России (ТССР) на 2001-2004 гг.).» В соответствии с разрядными требованиями за участие в соревнованиях туристских СП присваиваются спортивные разряды и звания России.
  • Спортивный тур — (туристско-спортивный, активный туристский, приключенческий, экстремальный и др.) — это сопровождение (обслуживание) туристов на маршрутах, содержащих категорированные препятствия (перевалы, вершины, траверсы, каньоны, пороги, пещеры и т.д.) и др. факторы маршрута.

То есть спортивный велопоход проводится в соответствии с «Правилами…», отчет по этому походу может принять участие в соревновании туристических походов по России, участникам похода могут быть присвоены спортивные разряды — от III взрослого до Мастера Спорта по велотуризму.

 

2. Спортивный велотуризм

Зачем он нужен?

В качестве ответа прекрасно подойдут выдержки из письма Ильи Гуревича, направленного им в российскую велокомиссию (полный текст на сайте «ВелоПитера»). Поскольку Илья любезно разрешил мне использовать его текст, привожу его фрагментарно, по мере изложения материала:

«…Итак, для чего нужен спортивный велотуризм?
Велотуризм — один из самых распространенных видов туризма, однако, подавляющее большинство велотуристов никакого отношения к спорту не имеет. Просто люди садятся на велосипеды и путешествуют по всему миру, посещают интересные места, крутя педали в свое удовольствие. Однако есть и люди, которые стремятся не к отдыху, а к преодолению. Для таких людей как раз спортивный велотуризм был бы полезен для решения следующих задач:
— Для понимания своих возможностей. Скажем, человек Петя прошел 8-ми-дневный поход по грунтовый дорогам, проехал 500км и задается вопросом: а на сколько это серьезное достижение? Где я нахожусь, на уровне новичка, мастера или третьеразрядника?
— Для создания соревновательного духа. Тот же Петя, осознав свои возможности, захочет сделать более сложный поход, чем его приятель Вася, и критерием здесь могут быть правила спортивного велотуризма. А сам соревновательный дух — это отличное подспорье для развития и массовости велотуризма.
— Для обмена опытом и постановки новых целей. Обмен опытом — понятно: спортивный велотуризм культивируется в клубах. Постановка целей — упомянутый Петя, проехав свой первый поход, хочет поставить перед собой более сложные задачи. Какие? Ответ на этот вопрос должен дать ему спортивный велотуризм. Скажу также, что отчет о походе — документ, хранящийся в Интернете или в оффлайновой библиотеке — и как следствие, он будет доступен последователям.»

Добавлю от себя, что спортивный велотуризм дает возможность постепенно завоевывать спортивные же звания, вплоть до мастера спорта (чуть не написал: «…выпушки, петлички…» ). И это тоже может быть интересно!

Перед тем, как пойти в велопоход, группа велотуристов заявляет маршрут, его рассматривает Маршрутно-Квалификационная Комиссия и допускает группу к старту. Кроме того, Маршрутно-Квалификационная Комиссия (МКК) контролирует сроки прохождения похода (по посланным с маршрута телеграммам), поднимает тревогу, если группа не вышла на связь в контрольные сроки. Далее МКК проверяет соответствие пройденного маршрута заявленному и принимает решение о зачете/незачете похода. В спортивной группе должен быть руководитель и распределены обязанности завхоза, медика, механика. Понятно, что это скорее всего непрофессионалы, но в любом случае это участники с определенным опытом, который может пригодиться в сложной ситуации. То есть спортивная группа — это, как правило, более подготовленные люди, и соответственно у группы в целом больше шансов успешно пройти намеченный маршрут. В спортивной группе руководитель четко знает, где в данный момент находятся участники, контролирует физическое и психологическое состояние, может и должен помочь в трудный момент. В спортивной группе ЧП огромного масштаба — потерять коллегу на маршруте, в отличие от туристов западного, индивидуального стиля. (Видел я заблудшего (в кедах!) на боковой ледник парня из Чехии, который просто потерял ориентировку и не знал, куда идти. А все его товарищи, более мощные физически, просто ушли вперед).

Конечно, есть и минусы. Поход должен быть пройден по намеченному маршруту и в заявленные сроки. То есть группа находится в определенных временных и географических рамках, зачастую для своевременного прохождения приходится жертвовать какими-то интересными экскурсиями, отдыхом, в конце концов. Ну тут уж каждый, попробовав, принимает решение сам, продолжать далее ходить в спортивные велопоходы или нет.

 

3. Категория сложности похода

Эта часть текста была написана, когда мне просто хотелось простым человеческим языком рассказать о категориях сложности велопоходов и методике подсчета, с этим связанной. И направили меня сюда три причины:

Первая — те муки, которые я испытал при написании отчета по пройденному походу для сдачи в наш областной турклуб. Сухость методического указания навевала тоску, а примитивные в общем-то формулы расчетов вызывали просто зевоту.

Вторая — большое желание, чтобы информация о моих походах сохранилась в архиве турклуба. Я считаю свои походы, которые задумал и осуществил как руководитель, как минимум заслуживающими внимания и достойными быть сохраненными в архиве турклуба.

И третья — желание облегчить работу коллегам-велотуристам по оформлению категории сложности похода. Если бы у меня была под руками удобоваримая инструкция, мне было бы намного проще. Но ее не было и я штудировал то, что было под руками.

 

По мере преодоления материалов росло и уважение к создателям методики. Плох закон или хорош, но он есть. Так и тут — какие бы сейчас споры не шли вокруг методики категорирования (а их, этих методик, не одна), то, что есть, дает базу для подсчета сложности похода.

 

Другое дело, что изложена эта методика недостаточно (на мой взгляд) доступно, и неопытному пользователю, которым я собственно являюсь и сейчас, приходится тратить много времени, чтоб достоверно рассчитать маршрут. Я захотел изложить то же самое, но несколько по-другому. Исходные материалы, которыми я пользовался, полностью изложены на сайте волгоградского велоклуба «Орион».

Должен предупредить, что вследствие сознательного ограничения задачи я не привел достаточно много нюансов, знание которых может как помочь, так и осложнить задачу пользователю. Для более глубокого знания предмета читателю придется основательно изучить документы на сайте «Ориона» .

Результат моей свободной компиляции предлагаю вашему вниманию.

Постановка задачи: я хочу провести велопоход III к.с. в качестве руководителя. На моем примере попробуем разобраться с основными параметрами похода.

 

Поехали!

Основной показатель СП — Категория Сложности.

КАТЕГОРИЯ СЛОЖНОСТИ (к.с.) — комплексный показатель велосипедного похода, в котором учитывается протяженность и продолжительность маршрута, интенсивность прохождения, характер дорожной поверхности, сезонность, высотные условия, наличие локальных и протяженных препятствий.

В спортивном велотуризме на сегодня существует 6 категорий сложности вело-маршрутов — с первой по шестую. «Единичка» — самая простая, начальная. Шестая категория — только-только начала применяться и пока в России достаточно мало людей, которые прошли официально шестерку.

Поскольку спортивный поход регламентирован Правилами, к участникам и к маршруту предъявляются определенные требования. Логичным образом мы переходим к следующему пункту:

 

4. Кто может принять участие в спортивном велопоходе

Вот такие требования существуют к участникам и руководителям походов, согласно Правилам:

Таблица 1. Требования к руководителям и участникам спортивных походов:

Категория сложности СПНеобходимый опыт участия и руководства, к.с.Минимальный возраст (опр. годом рожд.), летМинимальный состав группы в велопоходах
УчастникРуководительУчастникРуководитель
УчастиеРуководство
II**12-13182
IIIIII14182
IIIIIIIIII15182
IVIIIIVIII16194
VIVVIV17194
VIVVI***V18206****
** Допускается руководство походом туристом, не имеющим опыта участия в походе I к.с., но обладающим, по мнению МКК, достаточными туристскими навыками, полученными в некатегорийных походах

*** Допускается замена участия в походе VI к.с. руководством вторым походом V к.с.

**** Допускается на усмотрение МКК сокращение численности до 4-х человек, если все участники и руководитель имеют опыт соответственно участия и руководства в одном походе VI категории сложности. При сокращении численного состава группы до 5-ти человек , не более одного участника может иметь опыт участия в походах на одну категорию ниже заявленной

Примечание 1. МКК — Маршрутно-Квалификационная Комиссия — общественный (как правило) орган при клубе туристов, который имеет право на основании поданных документов выпустить группу в заявленный поход и после прохождения принять и зарегистрировать отчет.

Примечание 2. В походах III-V к.с. (~) одну треть членов группы могут составлять туристы с опытом участия в походах на две категории ниже, в походах II к.с. — с опытом участия в некатегорийных походах.

То есть я как руководитель велопохода III к.с. согласно Правилам должен быть старше 18 лет, количество участвующих в планируемом походе не менее 2-х, я должен иметь опыт участия в походе III к.с. и руководства походом II к.с. Моим спутникам должно быть не менее 15 лет и у них должен быть опыт похода II к.с. Примерно треть группы может иметь опыт похода I к.с. (Так называемые «процентники»).

Сложно? Не думаю. Все идет по принципу постепенности — в походах начальных к.с. нарабатывается драгоценный туристический и психологический опыт, приобретаются друзья, с которыми легче и в походах и по жизни.

Для справки привожу таблицу требований к спортивным званиям (для тех, кому интересно эти звания получить):

Примечание. Это только требования. Саму процедуру я не рассматриваю, всю информацию можно скачать на сайте велоклуба «Орион» или получить в вашем (городском, областном) турклубе.

Таблица 2. Требования к руководителям спортивных походов:

РАЗРЯДЫКатегории сложности спортивных походов
IIIIIIIVVVI
урурурурурур
МСМК (м)12
МСМК (ж)11*
МС (м)12
МС (ж)11
КМС11
I111
II11
III1
I юн.Совершить один поход III степени сложности
II юн.Совершить один поход II степени сложности
III юн.Совершить один поход I степени сложности

Примечание:
— в таблицах использованы сокращения: У — участник; Р — руководитель
* — допускается замена на 2 похода V к.с., совершенных в качестве руководителя. В этом случае рейтинг участия в Чемпионате набирается среди походов V к.с.

Исходя из Табл.2, я, как руководитель похода III к.с., после утверждения отчета МКК (маршрутно-квалификационной комиссией) турклуба могу претендовать на присвоение мне 1 разряда по спортивному велотуризму.

Таблица 3. Требования к участникам спортивных походов

РАЗРЯДЫКатегории сложности спортивных походов
IIIIIIIVVVI
урурурурурур
МС (м)14
МС (ж)12
КМС14
I22
II2
III1
I юн.Совершить один поход III степени сложности
II юн.Совершить один поход II степени сложности
III юн.Совершить один поход I степени сложности

 

5. Минимальные требования к спортивному походу

После того как мы разобрались с требованиями к количеству и опыту участников похода, пора переходить к требованиям к самому походу. Определение к.с. было дано выше по тексту.

Таблица 4. Минимальная протяженность и длительность спортивного велопохода

Параметр маршрутаКатегория сложности
I к.с.II к.с.III к.с.IV к.с.V к.с.VI к.с.
L минимальная, км300400500600700800
Т минимальная, ходовых дней6810131620

Кроме длительности и протяженности в категорийном велопоходе должны присутствовать определяющие препятствия (ОП). Это те препятствия на маршруте, которые оказывают наиболее существенное влияние на категорию его сложности. Чтобы как-то количественно оценить ОП, вводится понятие категории трудности ОП.

Минимальные требования к наличию определяющих препятствий соответствующих категорий трудности приведены в Табл.5:

Таблица 5. Требования к наличию определяющих препятствий спортивного велопохода

К.С. маршрутаМинимальное кол-во определяющих препятствий категорий трудности
I к.т.II к.т.III к.т.IV к.т.V к.т.VI к.т.
I2
II12
III12
IV12
V12
VI122

Как определить категорию трудности препятствия, мы рассмотрим ниже.

Уже горячее: за наш «троечный» велопоход моей группе нужно пройти минимально 500 км за 10 ходовых дней. Это же немного! Но при этом на маршруте нужно преодолеть минимум одно определяющее препятствие, соответствующее 2 категории трудности и два — третьей. Осталось разобраться с категориями трудности, и — вперед!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *