Лень – не самое лучшее из человеческих качеств. Но иной раз и она помогает нам по жизни, заставляя что-то сделать, чтобы делать поменьше.
За свои четверть века туристического стажа попилил я дров на костер достаточно много, а поскольку в одного-вдвоем хожу редко, в основном компанией, пилка сушняка забирает довольно много усилий. Опять же, ездим на велосипедах, габариты и вес играют роль. Опробованы на себе были разные варианты пил – и обычные ручные, и цепная, и парочка Фискарсов прошла через мои руки. Все было как-то не то. В конце концов родилась идея компактной лучной пилы и за несколько лет отшлифован вариант, который меня устраивает на все 100%, вызывает восторги знакомых туристов и желание поделиться с народом этой идеей.
Что нам понадобится:
- Старый обод от Старт-Шоссе (под велотрубку). Это наилучший вариант и по весу, и по удобству, и по геометрии.
- Полотно для лучковой пилы. Нужно найти самое короткое, которое производится – 53 см. Если найдете более длинное – придется укорачивать (болгаркой или на наждаке) и сверлить дырку (полотно позволяет, я это делал). Лучше, если зуб пилы будет напоминать зубцы кремлевской стены, такой зуб охотнее берет сырую древесину. Если есть выбор по цене – берите подороже, китайская с рынка за 25 рублей (на 2010 год) отработала ровно на свои деньги.
- Два болтика М6х10, две соответствующих гаечки и 4 шайбы, миллиметров по 5 шириной. Удобно использовать старые шайбы от велосипедных тормозных колодок V-brake.
Процесс изготовления прост до изумления:
- Распиливаем обод от колеса Старт-Шоссе на три равные части. Собственно, у вас в руках заготовки для трех пил. Берем одну из получившихся дуг и делаем в торцах по разрезу, длиной примерно 15 мм. Это можно сделать болгаркой с узким диском. Оптимальная ширина разреза — 2-2,5 мм.
- В отверстиях на конце полотна болтиками и гаечками закрепляем по две шайбы, по одной с каждой стороны У нас получились упоры.
- Вот и все. Вставляем один конец полотна в разрез дуги, упираем дугу вертикально на твердую поверхность (пенек, камень, ботинок, наконец), давим и вставляем в разрез второй конец полотна. Освобожденная от нагрузки дуга натягивает полотно. Все, пила готова к бою.
Если у вас есть старая велокамера – отрежьте кусок немного длиннее дуги – получится отличный чехол, куда войдет и дуга и полотно.
Еще удобно обмотать чем-то те места, где рука держит пилу. У меня нашлись опять же куски старой узкой велокамеры от шоссейного велосипеда, но вполне подойдет и изолента. Вес такой пилы составляет примерно 165 грамм.
Кроме обода от Старт-Шоссе можно использовать и другие обода, но они не такие удобные. У меня есть вариант, где был использован алюминиевый обруч от колеса инвалидной коляски (он крепится к колесу и седок упирается руками, чтоб двигаться). Там, правда, пришлось укреплять концы разрезов, полотно потихоньку продавливало материал дуги, удлиняя разрез.
Где взять обод? Ну, опросить друзей, кто когда-то катался на такой технике. Позвоните по веломастерским, сейчас процесс восстановления и апгрейда старых Старт-Шоссе идет достаточно активно, любители заменяют старые родные обода на современные. Не хочется возиться самому – свяжитесь с нами, сделаем.
Вот ссылка на тему по этой пиле на нашем городском форуме Е1, где народ делится впечатлениями.
Василий Клеин