Памир — 2008

Отчёт о спортивном велопоходе 3-й категории сложности по Памиру, совершённому группой туристов городского турклуба г. Екатеринбурга с 6 августа по 1 сентября 2008 г.

Руководитель группы: Клеин Василий Юрьевич

Маршрутная книжка № 78/08

МКК рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю. Поход имеет третью категорию сложности.

Председатель МКК: ____________________Тиунов Д.

 


 

Содержание

1.СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ
РАЙОН ПОХОДА
ИДЕЯ ПОХОДА
СВЕДЕНИЯ О МАРШРУТЕ
ПОДЪЕЗД И ОТЪЕЗД
АВАРИЙНЫЕ ВЫХОДЫ С МАРШРУТА
СВЕДЕНИЯ ОБ УЧАСТНИКАХ ПОХОДА
2.ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ
ОПИСАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ МАРШРУТА ПО ДНЯМ
ОЦЕНКА СЛОЖНОСТИ МАРШРУТА
ПРОТЯЖЕННЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ НА МАРШРУТЕ
ЛОКАЛЬНЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ НА МАРШРУТЕ
ПОДГОТОВКА К ПОХОДУ И ХАРАКТЕРИСТИКА СНАРЯЖЕНИЯ
СПИСОК ГРУППОВОГО СНАРЯЖЕНИЯ
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
3.ФОТОГРАФИИ

 

о спортивном велопоходе 3-й категории сложности по ПамируТаджикистан, Горно-Бадахшанская Автономная Область.

 

1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ

Район похода

Таджикистан, Горно-Бадахшанская Автономная Область.

Идея похода

Целью похода было совершить велопутешествие по Памиру. Это второй поход свердловских велотуристов в данном районе, первый состоялся в 1991 году. С одной стороны, наше нынешнее посещение Памира стало несколько ностальгическим, так как двое из трех участников принимали участие в походе 1991 года, с другой — нам было интересно побывать в Хороге, преодолеть самый высокий в бывшем СССР автомобильный перевал Ак-байтал, разведать тропу вдоль северного берега озера Яшилькуль и вновь, как в 1991 году, пройти по дороге вдоль Бартанга, может быть, даже попытаться совершить радиальный выход на озеро Сарез.

Сведения о маршруте

Вид туризма: велосипедный.

Категория сложности: третья.

Маршрут: Г. Душанбе (прилет и оформление документов) — р.Обихингоу (в месте слияния рек Сурхоб и Обихингоу, близ г.Комсомолабад, автомашиной) — пос.Тавильдара — пер.Хабуработ (3252, 4к.с.) — пос.Калаихумб -пос.Рушан — г.Хорог — к.Баччор (р.Гунт) — оз.Яшилькуль (обход по северному берегу, пеший участок) — пос.Аличур — пер.Найзаташ (4137) — г.Мургаб — пер.Ак-Байтал (4655, 3к.с.) — поворот на Кудару — пер.Аиультек (3795 н/к) — пер.Кок-джар (ок.3800, примерно 2 к.с.с вост.стороны) — пос.Кудара — пос.Савноб — пер.Савноб (2900 н/к) — пос.Рушан — г.Душанбе (автомобиль).

Протяженность активной части: 1130 км.

Продолжительность активной части похода: 21 день.

Подъезд и отъезд

6 августа, самолет Таджикских авиалиний Екатеринбург — Душанбе

8 августа, автомашиной до р. Обихингоу

30 августа, автомашиной к. Рушан — Душанбе

1 сентября, самолет Уральских авиалиний Душанбе — Екатеринбург

Аварийные выходы с маршрута

Неизвестных заранее участков маршрута было два — северный берег озера Яшилькуль (с двумя переправами) и возможное отсутствие дороги вдоль реки Бартанг. При невозможности обхода озера мы бы попытались обойти его с юга (у западной оконечности, у завала, имеется гидроузел и просматриваются автодороги). Психологически были готовы вернуться назад на тракт Хорог — Ош, но в этом случае, не имея запаса времени, упростили бы нитку маршрута.

Возврат от Бартанга на тракт тоже был предусмотрен (как оказалось позже, можно даже нанять машину в Кударе), но в этом случае нам пришлось бы нанимать машину в Каракуле сразу до Душанбе, времени бы уже не оставалось.

Изменения маршрута

Изменений маршрута не было.

Сведения об участниках похода

Ф.И.О.ФотоГод рожд.Туристский опытОбязанности в группе
1. Клеин Василий ЮрьевичКлеин Василий Юрьевич19585к.с.(У) Ср.Азия, 4к.с.(Р) Ср.АзияРуководитель, механик
2. Саматов Олег МазгаровичСаматов Олег Мазгарович19584к.с. Ср.Азия, одиночныйШтурман, завхоз
3. Шуклецов Сергей БорисовичШуклецов Сергей Борисович19565к.с.(У) Ср.АзияМедик

 

2. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

Километраж за день, кмНабор высоты за день, мХодовое времяСредняя скорость, км/ч
9 авг.5810305 ч. 32 м.10.5
10 авг.306003 ч. 35 м.8.4
11 авг.6713397 ч.9.4
12 авг.8711367ч.13 м.12.1
13 авг.585 ч.12.0
14-15 авг.14111869 ч.15.3
16 авг.708305 ч. 32 м.12.8
17 авг.25.84305 ч. 11 м.4.9
18 авг.57 — 9 ч.
19 авг.9
20 авг.245 ч.
21 авг.685475 ч. 48 м.11.9
22 авг.894355 ч. 07 м.17.4
23 авг.759196 ч.12.5
24 авг.792846 ч. 20 м.12.5
25 авг.633555 ч. 56 м.10.6
26 авг.453305 ч. 20 м.8.3
27 авг.465 ч. 32 м.8.3
28 авг.592935 ч. 43 м.10.3
29 авг.401733 ч. 19 м.12
Итого1129.8

Описание прохождения маршрута по дням

Мы вылетали из Екатеринбурга 6 августа. Велосипеды заранее упаковали в коробки, из города до а/порта нанимали транспорт. Когда приехали, обнаружилось, что самолет Таджикских авиалиний сильно запоздал. Поэтому у нас сразу пошли расходы на хранение багажа. Несмотря на то, что багажное отделение еще строилось и мы сдавали велосипеды и сумки в строительной пыли, содрали с нас по полной программе, не хуже Москвы. При сдаче багажа обнаружилось, что за перевес берут не 1% от стоимости билета за килограмм, а по некоему распоряжению, где вместо 86 рублей (по билету), полагается брать 110 за килограмм перевеса. Я ожидал, что возьмут еще за негабарит, но не до того было Таджикским авиалиниям, не до того…

…Таджики — древний, красивый, культурный народ. Но это определение не относится к пассажирам нашего авиарейса. Народ буквально штурмовал вход. Выяснилось, что посадка происходит на свободные места, так что те, кто грузился не торопясь, то есть мы, сидели в полете у туалета.

…С носильщиками в аэропорту Душанбе надо договариваться заранее, а то получится как у нас: «…Брат, деньги давай, брат!» — «Сколько?» — «…По братски…». При этом 200 рублей брать не хотел, якобы мало. Но сумму так и не назвал. А мы не хотели давать больше.

В Душанбе, как нам удалось выяснить ранее, есть две недорогие гостиницы — Вахш и Фортанг (у цирка). Из аэропорта до Фортанга нас вместе с велосипедами довезли на старенькой Волге, устроились без проблем. Несмотря на поздний час, поменяли рубли на сомони (на улице, с помощью нашего водителя, курс — 75 сомони к 1 доллару), оплатили жилье.

Коронная фраза этого дня. «Девушка, у нас туалет не работает, воды нет!» — «Сантехник умер…».

Цена проживания в гостинице Фортанг 245 руб/сутки. Но — есть расчетный час, 12 часов дня. Приехали в 11 вечера, в расчетный час извольте оплатить следующие сутки.

Следующие два дня были потрачены на оформление документов, посещение комитета по ЧС и ГО, закуп продуктов, прогулки по городу с посещением музеев, пробование местных блюд и пива. В конце дня 8 августа, в пятницу, мы получили регистрацию и на машине компании Авиатранс немедленно выдвинулись к месту старта. Уже в полной темноте проехали мост через р.Сурхоб и медленно поехали вдоль р.Обихингоу, высматривая площадку для ночевки. Наконец, увидев источник у дороги, оформленный каменными площадками, решили встать на нем.

1 день. 9 авг. Ночевка (5 км после моста через р.Сурхоб) — Чильдара — Езганд.
S=58 км, Тх.=5ч.32 мин, Vср.=10,5 км/ч

Решение встать на источнике было, мягко говоря, неосмотрительным. За ночь мимо нас прошло, думаю, машин с полсотни. Минимум половина останавливалась около нас, люди набирали воды, умывались, поглядывали на как бы спавших велосипедистов.

Утром стартовали в 7.30, с 12 до 15 часов пережидали жару (более 40 град.), обедая. Место попалось приятное, с ручейком, под яблонями и алычой. Сварили компот.

Если считать от моста через Сурхоб, который проехали ночью, через 25 км имеет место Голубое озеро (примета — арка «Тавильдара», видимо, начинается район). Хорошее место для стоянки. Просматриваются домики, по всей вероятности, можно встать и в помещении.

Дорога в основном грунтовка с каменистой отсыпкой, встречаются куски асфальта. Нас догнали прикольные англичане. На двух классических авто 50-х годов типа «Запорожец» катят из Лондона в Монголию. Сверху на одном автомобильчике — телефонная будка. На вопрос: «…в ней что — спать?», последовал ответ: «No! Call!»

У меня неуютно в организме.

Фото 1, 2, 3, 4

2 день. 10 авг. Езганд — Тавильдара — мост через Обихингоу — Инкух
S=30 км, Тх=3ч.35 мин,Vср.=8,4 км/ч

С утра заезжаем в Тавильдару, закупаем кока-колу, проезжаем мост через Обихингоу, дальше проходим проверку документов у возлежащего на кровати служивого. Еще 5 км и поворот в ущелье р.Сарыоб, на перевал Хабуработ.

Кока-кола местного производства, отвратительна на вкус, но как энергетический напиток помогает. Выпитое немедленно испаряется, сухой язык начинает шершавить во рту. Скорее всего, это следствие болезни и привыкания организма.

Река Обихингоу иногда спокойна, иногда потрясает силой и мощью. Глухо рокочут камни на дне, на реке валы… Обедали в ошхане, расположенной на самом входе ущелья. Хозяин показал фотографии времен военного конфликта. Моджахед натуральный :).

У Олега прекрасный аппетит и работоспособность. Серега начал жаловаться на живот. У меня температура, полощет весь день.

Встали на ночевку на высоте 2000 м. Днем — жара, частые остановки, неважное самочувствие. Серега, гад, жрет фестал. На мои скромные просьбы отвечает, что терпел — ну и терпи, а он вообще не любит применять лекарства при лечении. Чистые «Мертвые души» — «…человек простой — он помрет, так и так помрет…»

Фото 5

3 день. 11 авг. Инкух — пер.Хабуработ (3252) — Калаихумб
S=67 км, Тх=7ч, Vср=9,4 км/ч

Выход в 7.30. Подъем на перевал Хабуработ (3252). Машины, пыль. Много грузовых, везут трубы, оборудование. Таджикистан будет восстанавливать остановленное когда-то строительство Рогунской ГЭС. Дорога — грунтовка, но ничего, ехать можно. По пути встречаются остатки военной техники, на остановках можно найти гильзы.

На перевале в 13 часов. Тут же отдыхают водители. Один — классический азиат. Халат, сапоги, борода. Другой брит. Третий — китаец, живой, подвижный. Ни слова не знает ни на таджикском, ни на английском. Веселый.

Очень красивые обрывы на спуске.

Спустились с перевала, в Калаихумбе перекусили в кафе у моста, на перекрестке. Нашли милицию (рядом), зарегистрировались. Вообще-то, можно этого и не делать, данные просто записывают в журнал и все. Поехали дальше. Время поджимало, устали, надо было вставать. В конце концов в наступающих сумерках зашли в чей-то сад слева от дороги между двумя кишлаками, хозяев никого не было, встали у журчащего маленького арыка в саду.

Олег в норме, Серега выздоравливает, мне по-прежнему неважно.

Дорога — плохой асфальт.

Фото 5, 6, 7

4 день. 12 авг. Ночевка после Калаихумба — Вишхарв — р.Ванч
S=87 км,Тх=7 ч.13 мин,Vср.=12,1 км/ч

Встали с рассветом, в 5.30. Не завтракая, выехали в 6 утра. Часа через полтора-два слева случилась ошхана, управляемая бабушкой, дочкой и внучкой, решили покушать. Вообще, оптимальным блюдом для нас за прошедшие дни показалась шурпа. Много жидкости, не сильно много мяса и не таким тяжелым камнем падает в желудок, как плов и лагман. Ее и заказали, несмотря на утро.

Завтрак был отмечен любовным ишачьим неистовством. МуЩина бегал за дамой, при этом дама якобы не поддавалась, никакие предметы обстановки не могли остановить вакханалию. Бабуля лежала за достарханом, философски взирая на происходящее, дочь, лет 35-ти, спряталась за дверью, внучка отважно бегала с хворостиной за животными и пыталась отогнать хотя бы от стола, за котором сидели мы. Для удовольствия ваш покорный слуга тоже погонялся за влюбленной парой, озвучивая двор междометиями, слышанными еще в детстве от деревенских пастухов.

Река Пяндж прекрасна. Иногда мощные валы серой воды, иногда разливы. На афганской стороне тропы, овринги. Иногда слышно кричащих нам что-то пацанов.

Во второй половине дня догнали велобратьев-болгар, неторопливо тянущих холодное пиво из полуторашек на ступеньках неработающей столовой. Жара… Они идут далее по маршруту почти нашему (кроме Яшилькуля), но в противоположном направлении, то есть скоро им надо было поворачивать влево, вверх по Бартангу. Тяжелые ботинки, одежда, НАТОвские сухпайки… все это у них тянуло на 40-45 кг веса. Братьям было тяжело и они этого не скрывали. Вместе с ними проехали остаток дня и вместе встали на вытоптанной земле под деревьями какой-то придорожной ошханы.

Олег в начальной стадии болезни, Серега почти оправился. Мне вроде лучше.

Фото 8, 9, 10, 11

5 день. 13 авг. Р.Ванч — р.Язгулем — Шидз
S=58 км,Тх=5 ч.,Vср.=12 км/ч

День не отмечен событиями. Девную жару опять пережидали в ошхане, в 3 часа двинулись дальше. Олег болеет. К вечеру температура, силы закончились. Встали на берегу, на полуострове в каменных выходах. Нашли несколько гильз, металлическую пряжку, похоже, с конской сбруи.

6 день. 14 авг. Шидз — Рушан — Барчид
S=80 км,Тх=5 ч.

Записей не сохранилось, только километраж. Проехали Рушан, за ним километрах в четырех — поворот на Бартанг, откуда мы выйдем в конце маршрута. Встали на ночь километрах в 12 от Хорога, на берегу Пянджа, спросив разрешения у хозяина участка. Вечером, на грани засыпания, подошел пограничный патруль. Им кто-то позвонил про нас. Проверив документы, предложили или всем идти на заставу или отдать паспорта и утром подойти к ним. В конце концов пошел с ними я, с походными документами и своим паспортом.

Фото 12

7 день. 15 авг. К.Барчид — г.Хорог — к.Вуж
S=60 км,Тх=4 ч,Vср.=15,3 км/ч

Ночь провел на заставе. Дали койку, напоили чаем с лепешками. Наряд смотрел нетленку со Сталлоне. Утром подошли Олег с Сергеем, всех нас накормили солдатской кашей из ячки с пшеницей. Статус таков: мы есть задержанные, ждем начальство из Хорога, которое должно решить нашу судьбу. Начальство прибыло в 12 часов. Таджикский погранначальник, наш российский военсоветник и водитель. Военсоветник понравился. Умный, спокойный, логичный человек. Нам официально было выражено устное порицание, взяты объяснительные, на том дело и кончилось. В общем, мы, передвигаясь по погранзоне, нарушили погранполосу. На вопрос: «Так там же ничего не обозначено, ни щитов, ни предупреждения!» последовал ответ: «Ну… надо понимать!.»

Раздосадованные потерей времени, доскочили до Хорога вмиг. Немного покрасовались на главной площади, убранной цветами, с шеренгой позолоченных бюстов. Сережа сбегал на почту, в магазин. Из Хорога поехали уже по реке Гунт. Километра через 3-4 шлагбаум, ГАИ, большая ошхана. Потихоньку набираем высоту. Сплошь идет населенка. Дети просят деньги. С трудом нашлось место для ночевки. Высота уже примерно 2600.

Дорога — нормальный асфальт.

Фото 13, 14, 15, 16

8 день. 16 авг. К.Вуж — к.Варшез — к.Шазуд — р.Гунт
S=70 км,Тх=5 ч.32 мин,Vср=12,8 км/ч

Выход в 8.30. Прокатили 45 км и чуть не проскочили последний мост через Гунт, в кишлаке Варшез. Тракт уходит на Джиланды, а мы, перейдя мост, уходим по скалистой грунтовке вверх по реке. Наша цель — Баччор, последний кишлак. Дорога идет то поверху, то по поймам, заросшими колючкой. В одной из них встаем на ночь.

Высота уже за 3000.

Фото 17, 18, 19

9 день. 17 авг. Р.Гунт — к.Баччор — р.Андаравадж — р.Гунт
S=25 км(15-вело, 10 км-вело/пеше),Тх=5 ч.11 мин.

С утра добираемся до Баччора. Разбросанные беспорядочно дома, клочки полей, начинающиеся прямо от порога. Дома снаружи напоминают глинобитный сарай прямоугольной формы, но — со спутниковой тарелкой. В Баччоре нужно перейти два моста через Гунт, река здесь делает петлю с правым (орографически) притоком, причем мосты еще и не увидишь сходу в прибрежных зарослях. Далее тропа уходит на 2-километровый по длине подъем (3450), а потом становится даже проезжаемой местами на велосипеде. Еще один мост через боковой приток (р.Андаравадж), подъем на прижим и лихой спуск вниз, в пойму. Вот здесь мы сделали ошибку. Основная тропа пошла где-то поверху, а мы, пообедав на прекрасной полянке, двинулись дальше и скоро обнаружили, что передвигаться становится все труднее. Кусты вплотную прижались к крупнокаменистой осыпи и нам пришлось двигаться по границе кустов и камней.

Высота 3500.

Фото 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26

10 день. 18 авг. Р.Гунт — р.Лянгар
S=5 км.

Утром +6 град. Вышли в 8.20. Продолжение борьбы с кустами и камнями. В конце концов исчезли даже тропы, натоптанные скотом. Преодоление прижима с помощью веревки. В обед сварили супчик на полянке 2х2 метра, ограниченной кустами, осыпью и протокой, сходили на разведку по Гунту, посмотреть насчет переправы. Решили все же идти дальше, напролом. Через какое-то время, выломавшись из кустов, обнаружили, что склон достаточно пригоден, чтоб сделать разведку наверх. Пошел Сергей и через полчаса обнаружил тропу. Дальше дело техники. Поднялись наверх, продолжили движение уже по тропе и в наступающих сумерках по перекатам перешли реку Лянгар. На костерок сверху подошел турист Саша из Белоруссии. Две недели ходит по горам, фото, видео. Поужинали, чай, разговоры…

Ходовое время — весь день.

Фото 27, 28, 29, 30

11 день. 19 авг. Р.Лянгар — пер.Лянгар(3730) — пер.Бургумол- оз.Яшилькуль(3719) — р.Малый Марджанай
S=9 км. Пеший участок

Вышли в 9 часов. Сразу подъем, в 10.30 поднялись. Высота 3730. Тропа просматривается, впереди еще один перевал. Через час на нем. Видно озеро Яшилькуль, но тропа идет еще вверх, через 40 минут мы наверху. Полностью весь Яшилькуль перед нами. Спускаемся к воде максимально аккуратно, очень круто. У воды встаем, варим еду, Сергей купается. Передвигаемся вдоль Яшилькуля не спеша, любуясь зелено-голубой водой, на попавшемся пляжике купаемся еще. Потом тропа траверсирует крутой берег, так продвигаемся до реки Малый Марджанай. Нашли перекат, перешли реку и, остервенело ломясь через заросли, вышли к озеру, на пляж. Было еще рано, но решили встать, уж очень красивое место. Да и тропа не просматривалась, надо было разведывать. Кстати, в прозрачной воде речки была замечена приличная рыбина, это для будущих рыболовов.

Высота 3719 м.

Фото 31, 32, 33, 34, 35, 36

12 день. 20 авг. Р.Малый Марджанай — р.Большой Марджанай — р.Аличур
10 км пеше, 14 км вело, Тх=5 ч.

Утром +2 гр. Вышли в 8.12. Подъем на прижим, далее тропа видна хорошо. К 12 часам дня были у реки Большой Марджанай. Пройдено около 10 км. Переправа через оба рукава реки проблем не вызывает. Вдалеке вверх по реке — скот и юрты. За рекой, на террасе — грунтовая дорога. Проехали после подъема на террасу около 14 км, рядом с дорогой — домик с оформленной ванной. Горячий источник. Полежали с полчаса, сразу стало тяжелее передвигаться, горячая вода расслабила. Проехали еще где-то километра три и встали у ручейка, засомневавшись в дороге. Далее вверх по Аличуру идет какая-то невнятная дорожка, а по карте дорога на той стороне. Решение отложили назавтра.

Фото 37, 38, 39, 40

13 день. 21 авг.Р.Аличур (устье) — пос.Аличур — начало подъема на пер.Найзаташ
S=68 км,Тх=5 ч.48 мин,Vср.=11,9 км/ч

Утром вышли в 9 ч. Перешли реку Аличур, поднялись на террасу и нашли дорогу на пос.Аличур, обозначенную на карте. Через 30 км непрерывных подъемов и спусков вышли на асфальт памирского тракта. Во время этого промежутка первый и последний раз нас настигла непогода — прошел снежный заряд.

В поселке нашли магазинчик, пополнили закончившиеся продукты. Позже оказалось, что где-то оставили килограмм закупленной гречки. На окраине пообедали в столовой, впервые попробовав рыбу — жареного памирского османа.

Места пошли сухие, пустынные. Через 30 км от Аличура в последних лучах солнца поставили палатку метрах в 100 от дороги, ничем не прикрытые. Воды нет, только запасы в бутылках.

Высота 3910.

Фото 41, 42, 43

14 день 22 авг. Пер.Найзаташ — Мургаб
S=89 км,Тх=5 ч.07 мин,V=17,4 км/ч

Утром +8 град. Зашиваю покрышку, начинает разлезаться по ободу. Через 23 км от ночевки остановились в ошхане (столб №880). Обед. В ошхане есть двухъярусные койки, стоимость $6 за ночь. Оказывается, мы незаметно проскочили перевал Найзаташ (4127). Далее пошел спуск до Мургаба. Перед Мургабом пост, проверка документов. Из России в этом году мы — первые. В Мургабе магазин, базар. Арбуз. Сотовой связи нет.

Ночевка на 3660.

Фото 44, 45, 46, 47

15 день. 23 авг. Мургаб — пер.Ак-Байтал(4655) — р.Ак-Байтал сев.
S=75 км,Тх=6 ч,Vср=12,5 км/ч

Утром, проехав часа полтора, встретили старых знакомых — болгар. Они с большим трудом поднялись по Бартангу, в Кударе наняли машину и доскочили до Каракуля, откуда продолжили поход. Следовательно, мы пройдем сверху вниз тоже нормально. Судя по их словам, они прошли по верхней тропе (есть там такой участок). Делаю заметку на будущее — будет возможность, пойдем понизу, по реке. Хвалю себя за правильное планирование. Болгары шли снизу вверх, в начальном участке похода, как раз здесь их прихватил неизбежный понос. Далее пошли поломки багажников. В результате они потеряли время, нанимали машину в Кударе, чтоб проскочить 130 км до тракта и уже только потом своим ходом. Мы же все проблемы начала похода прошли до Хорога, переболели, набрали форму…

Вверх к Ак-байталу катится неплохо. Справа колючая проволока — граница. Хороший асфальт. Перед началом подъема на перевал домики дорожных рабочих. Ошханы нет. Речка Ак-байтал. Подъем приличный по уклону, но не чрезмерный. Дорога укатана, иногда остатки асфальта. Трудно, но можно ехать. На перевале фотографируемся, радуемся. Первые из свердловчан все-таки на самом высоком автомобильном перевале бывшего СССР. Путь вниз — стиральная доска. Быстро ехать невозможно, еще и грузовые машины иногда пылят навстречу. После перевала встали километров через 15, на речке Ак-байтал север.

Фото 48, 49

16 день. 24 авг. Р.Ак-Байтал сев. — оз.Каракуль (юго-западная часть) — р.Музкол — р.Кокуйбель
S=79 км,Тх=6 ч.20 мин,Vср=12,5 км/ч

Утром заморозок, в котле лед. Выезд в 8.40. Дорога выправилась, идет хороший асфальт. В долине Музкола (где мы должны были свернуть на Кокуйбель), как ни смотрели, своротка влево не обнаружили. Через 2 часа, уже видя оз.Каракуль, сворачиваем налево по незаметной дорожке, которую пристально выглядываем последний час. Все, начался следующий этап — к Бартангу.

Местность пустынна. Редкие кустики колючей травы. Видно, что сушь, несмотря на голубой Каракуль поблизости. Встречаем местных на мотоцикле Урал, покупаем пол-литра бензина. Едем вдоль реки Музкол, впадающей в оз.Каракуль. Пылевые смерчи один за другим возникают над равниной, иногда достигая и нас.

Ночевка на реке Кокуйбель — зеленая травка… красота. Ни дров, ни веток. Показательный ужин на сухой траве и кизяке.

Высота 3760

Фото 50

17 день. 25 авг. Р.Кокуйбель — пер.Аиультек — пер.Кокджар — р.Танымас
S=63 км,Тх=5 ч.56 мин,Vср=10,6 км/ч

Выход в 9 утра. Зеленая долина Кокуйбеля сменяется ровной рыжей сухой равниной Аиультек. Вдоль дороги — сады камней. Сухо. Перевал Аиультек незаметен, просто вдруг справа появляется ручеек, текущий с нами в одном направлении. Забираемся на перевал Кокджар, фотографируем впечатляющую долину Танымас и на тормозах спускаемся по серпантину вниз, к реке. Спуск впечатляет крутизной, представляю впечатления болгар в машине, когда они поднимались снизу. Дорога уходит налево по Танымасу, минуем пару ручьев с горькой водой и наконец устраиваем привал на полянке с загоном для скота. Вместе с нами устраивается на обед семья памирцев, они спускаются с джайлоо. Голов шесть ишаков, женщины, дети, глава семьи, пара собак. Распаковывают казан, варят свое, мы свое.

После обеда катим дальше. Над Танымасом ходят смерчи. Появляются первые памирские березки. В одной из рощиц на маленькой полянке с чистым ручьем встаем на ночевку.

Фото 51, 52

18 день. 26 авг. Р.Танымас — к.Кудара — к.Рухч
S=45 км,Тх=5 ч.20 мин,Vср=8,3 км/ч

Выход в 9 ч. Через 2 часа — Кудара. Поблизости от кишлака дорога идет среди больших берез, растущих вдоль боковых притоков. Спускаемся в Кудару, спрашиваем магазин. Магазина нет, но есть дом, в котором можно что-то купить. Подъезжаем, подходят местные. Кто-то спрашивает: «Что-то на свердловчан похожи!» — «Так мы и так оттуда. Вот, 17 лет прошло, решили опять к вам приехать!» Нас с Серегой узнали! Приглашают в дом. Чай, потом спрашивают, будем ли обедать. Решили малость покушать, сидим, разговариваем, пока готовится еда. Купить есть мало что — чай, сигареты, печенье. Снизу, от Рушана, есть дорога, но сейчас она смыта в трех-четырех местах, машин с товаром давно не было. В кишлаке есть гидроэлектростанция, но порван ремень, сейчас ищут другой. По радиостанции есть возможность связаться с внешним миром, вызвать помощь. Есть школа.

Смотрим устройство дома. Плоская крыша с застекленным куполом. Прямоугольная большая комната, по периметру лежанки-сундуки, покрытые коврами. Плоский земляной пол, зимой посередине ставят печку. Телевизор, видео. Портрет Ага-Хана на опорном столбе. Хозяин — мужчина лет 27, держит хозяйство. Один брат, младший, в Москве, учится в военном училище, второй на заработках. Пока разговаривали, хозяин отпускал сигареты заходящим, записывая долг в тетрадь. Денег мало, расплачиваются с торговцами скорее всего каким-нибудь бартером, с урожая.

…Кушаем замечательную картошку с гречкой. Опять чай. Фото. Прощаемся. Проезжаем Кудару, мост через речку, едем дальше. Дорога — каменистая грунтовка, иногда песок. В кишлаке Рухч удалось купить крупу.

Под ночевку нашли площадку справа и выше от дороги, даже с ручейком.

За день 45 км, 5 часов 20 мин.

У меня окончательно лопнула задняя покрышка, на три раза штопаная за последние дни. Выкидываю, ставлю запасную и начинаю понимать, что сэкономив на весе, проиграл в надежности. Тонкая легкая фолдинговая покрышка и суперлайт камера прокалываются любой колючкой на раз, а если не досмотрел с давлением, пробиваются на острых камнях. Нашла проруха нашу старуху…

Фото 53, 54, 55, 56

19 день. 27 авг. К.Рухч — к.Савноб (пер.Савноб) — р.Бартанг
S=46 км,Тх=5 ч.32 мин,Vср=8,3 км/ч

До Рушана остается 120 км. Поскольку вылет 1 сентября, вроде успеваем, хотя и плотненько по времени.

Заезжаем в к.Савноб. Олег покупает сигарет, выезжаем на дорогу, обходящую кишлак поверху. Этот участок помню с прошлого похода. Дорога карабкается вверх по склону высоко над кишлаком и выходит к вертолетной площадке. Проезжаем, поднимаемся на перевал и лихо спускаемся к Бартангу. На противоположной стороне — кишлак Нисур, откуда мы в прошлый раз, 17 лет назад, двинулись к Барчидиву и на Сарез.

На спуске с перевала Савноб потерял фирменную куртку Shimano XTR. Отношусь философски — впредь буду умней, да и в каждом походе так или иначе что-то отдаешь местным богам. Терять время, подниматься назад и искать куртку не хочу.

После перевала развилка. Одна дорога идет вверх, другая — по реке. Принимаю решение ехать по нижней. Она где-то смыта, но здесь меньше подъемов, значит, экономим время. Ну и… любопытство. В 1991 году ее не было.

Итог дня. Дорога в основном проезжаема. Преодолели два места, где смыты участки дороги, но они хорошо проходятся поверху, где местными жителями натоптана тропа. Сплошные проколы, много колючек. Памирцы собирают колючку на топливо, тащат по дороге, оставляя мелкие ветки. Останавливаемся недалеко от одинокого дома близ дороги, в рощице, спросив разрешения. Серега надувает пластиковые круги, купленные для возможных переправ и пускает вниз по воде, дальше проблем с переправами не предвидится.

Фото 57, 58, 59, 60

20 день. 28 авг. Р.Бартанг — к.Басид -к.Си-Пондж
S=59 км,Тх=5 ч.43 мин,Vср=10,3

Не спеша едем. В районе кишлака Басид дорога смыта метров на 20. Берег — отвесная стена из смеси песка и гальки, поверху не обойдешь. С той стороны трактор ЧТЗ выгрызает в отвесе грунт и ссыпает в воду. Смесь тут же уносится водой. Бригада помогает нам пройти по воде. Тут неглубоко, надо только не шагнуть вправо, там уже по пояс. Фотографируемся, записываем адрес. Едем. Вспоминаем наши надувные бублики. А если бы дорожников не было? Пришлось бы применять пролетарскую смекалку :).

Кишлак Резуч. Кишлак Си-Пондж. Знакомые названия. Дорога уже нормальная, встречаются машины.

Фото 61, 62

21 день. 29 авг. К.Си-Пондж — к.Рушан
S=45 км.

Начиная с кишлака Бартанг начался асфальт. Вышли на тракт Хорог-Душанбе, где проезжали две недели назад, фото, не спеша доехали до Рушана.

Сначала нашли ошхану, заказали еду. Поговорили с хозяином насчет где нанять машину, он ушел узнавать. Сидели, расслаблялись.

Подошел водитель. У него Камаз, но взять может только двоих. Не подошло. Хозяин сказал, что машина будет завтра с утра, пригласил переночевать. Так и сделали. Вечером — разговоры. Памирцы и таджики, шииты и сунниты, Советский Союз и Афганистан…

30 авг.

Ехать до Душанбе, по памирскому тракту, с местным водителем, на УАЗике-буханке…это отдельная песня. Уже ночью приехали в знакомую гостиницу Фортанг.

31 авг.

Гуляние по городу, посещение ЦПКиО, который достроили 2 недели назад, к саммиту ШОС, Зеленый базар, где с трудом нашли пару традиционных азиатских ножей (тем, кто увлекается домашней кулинарией — рекомендую весьма), сувениры, последняя шурпа в знакомой ошхане за ЦУМом…

1 сент.

Вылет в 2 часа ночи (по расписанию). Вылетели в 9 утра.

Оценка сложности маршрута

Протяженные препятствия на маршруте:

1. Перевал Хабуработ (3252, IV к.с.)

2. Перевал Ак-байтал (4655, III к.с.)

3. Перевал Найзаташ (4127) незаметен, его можно не считать.

4. Перевал Аиультек (3795) незаметен, его можно не считать.

5. Перевал Кокджар (ок. 3800) — примерно 2 к.с., каменистая грунтовка, подъем примерно 5 км, уклон таков, что требуется хорошая физическая форма для подъема в седле. Значительно труднее с другой стороны, от реки Танымас. Дорога поднимается от реки короткими отрезками серпантина, огибая крутой склон у слияния рек Кокджар и Танымас. По ощущениям — минимум 3 к.с., возможно 4 к.с. Подъем в седле с этой стороны граничит с подвигом.

Локальные препятствия на маршруте:

1. Переход от кишлака Баччор вверх по р.Гунт через два небольших локальных пеших н/к перевала Лянгар и Бургумол (ок.3900,тропа) между р.Лянгар и оз.Яшилькуль.

2. Обход озера по северному берегу с переправой через М.Марджанай (без проблем, вброд по перекату) и р.Бол.Марджанай (без проблем). Далее начинается грунтовая дорога.

3. Перевалы местного значения по дороге вдоль Бартанга (Савноб, Парадуз)

4. Возможны проблемные участки (смытые участки дороги) вдоль реки Бартанг. Обходятся или поверху (как ходят местные жители) или вброд, если позволяет глубина, или с помощью специально взятого оборудования (надув.средства, веревка d6-8 мм, 10-30 м.)

В целом набор ПП, временные рамки и километраж похода соответствуют 3 к.с.

Подготовка к походу и характеристика снаряжения

Поскольку населенных пунктов по пути было достаточно много, решили иметь с собой запас продуктов примерно на два-три дня, подкупая необходимое по пути. Заранее заготовили лишь сушеную зелень для заправки (с огорода Сергея Шуклецова) и сушеный мясной фарш, около 700 грамм сухого веса. Все остальное закупили в Душанбе. Расчет оправдался. До Хорога и выше вдоль по трассе в населенных пунктах есть ошханы и лавочки, где вполне недорого можно поесть и купить продукты с собой. Выбор невелик, но для непритязательного туриста проблем нет. Хуже обстоит дело, когда сворачиваешь с памирского тракта на Кудару. Продовольственные товары доставляются в кишлаки снизу, автотранспортом. Когда проезжали мы, дорога была разрушена в нескольких местах, машин давно не было, поэтому можно было купить только печенье, сигареты и чай. Ниже, начиная с Савноба, становится чуть получше. Но с другой стороны, можно всегда у местных попросить или купить немного картошки и крупы. В Кударе нам приготовили, как гостям, прекрасное блюдо из картошки и гречки. Денег не взяли.

Велосипеды готовили самостоятельно. В походе два раза срезало болты крепления багажника. Отлично показали себя городские покрышки с антипрокольным слоем (Саматов О,) Весьма слабо противостояли проколам покрышки Bontrager (Шуклецов С.) и тонкая легкая фолдинговая покрышка, взятая как запасная (Клеин В.) Не выдержала нагрузок покрышка Author, до похода бывшая в эксплуатации 8-9 месяцев, приходилось ремонтировать, в итоге лопнула.

Велоинстументы и запчасти, взятые по полной программе, практически не пригодились. Взятые «с запасом» 2 тюбика клея и 30 заплаток ушли практически все. Одного 75-граммового баллончика смазки для цепи Rohloff из двух хватило на весь поход. У всех участников стояли тормоза V-brake с новыми торм.колодками, замены не потребовалось.

Медаптечка практически не пригодилась. Нужны были медикаменты: от простуды, от живота, от головы и чем замазать ранку. Активно использовался крем от солнца.

Тент 3х3 ( 1000 г.), взятый для защиты от дождей и солнца (на обеде) не пригодился.

Одежду и спальник нужно брать из расчета холодного вечернего ветра и ночных заморозков.

В походе вновь убедился в преимуществе ветровки, сшитой из х/б ситца, перед синтетической веломайкой, даже и фирменной. На жаре, на солнце в ней чувствуешь себя значительно комфортнее. Можно брать простую х/б рубашку с длинным рукавом.

Для приготовления пищи часто использовалась мультигорелка и бензин (ветрозащитный экран из асбестовой ткани обязателен!). Даже в условиях Памира какое-то топливо для костра найти можно практически всегда (ветки, трава, кизяк), но наличие автономного источника тепла конечно же оправдано. Специальное костровое имущество (стойки, перекладины, костр.тросик) себя не оправдало, можно обойтись без него.

Список группового снаряжения

1. Палатка 3-х местная Red Fox Explorer

2. Ручка, карандаш, блокнот

3. Карты, описания маршрута, маршрутка, GPS

4. Спички, зажигалка

5. Тент групповой 3х3

6. Костровой комплект, рукавица х/б правая

7. Замок вело для сцепки велосипедов

8. Фотоаппараты, видеокамера

9. Котел 3л из тонкой нержавеющей стали

10. Складная пила Fiskars

11. Ремнабор и запчасти

12. Медаптечка

13. Половник

14. Жидкая и густая смазка

15. Горелка мультитопливная

Выводы и рекомендации

Группа совершила поход в высокогорной части Таджикистана — Горно-Бадахшанской Автономной области. Пройдены разнообразные по рельефу и природным особенностям участки маршрута. Часть памирского тракта от р.Сурхоб до г.Хорог, включающая перевал Хабуработ, явилась вводной фазой похода. На этом участке группа акклиматизировалась, участники переболели неизбежными болезнями пищеварительного тракта, а с познавательной — была возможность увидеть афганскую сторону реки Пяндж, увидеть живописные обрывы спуска с перевала Хабуработ, ознакомиться с повседневным бытом памирцев. Обход прекрасного озера Яшилькуль с северной стороны добавил новых знаний в общую копилку велосипедных маршрутов, дал высокую эмоциональную окраску походу и «проверил на прочность» группу в условиях почти непроходимых зарослей реки Гунт. Участок памирского тракта пос.Аличур — Каракуль, включающий перевал Ак-Байтал, проходит в условиях высокогорной пустыни с атрибутами пограничных сооружений. Участок от р.Кокуйбель до р.Танымас и далее вдоль по р.Бартанг изобилует красивыми видами, бурной водой и непредсказуемой дорогой, которая постоянно разрушается быстрой водой Бартанга.

Трудно сказать о стабильности погоды. Мы были в этих краях второй раз, оба раза стояла стабильная жаркая солнечная погода с ночными заморозками на высотах 3900-4000 м. Осадков не было.

Отношение местного населения к путешественникам очень хорошее, по тракту туристы рассматриваются как источник дохода.

Для посещения озера Сарез требуется специальное разрешение Комитета по ГО и ЧС Таджикистана (734025, Респ.Таджикистан, ул. Лохути, 26). Попробовать получить такое разрешение можно через Пилькевича Олега Владимировича, начальника управления подготовки спасателей (служебный тел.: (992 372) — 227-29-61. Требуется значительное время, вплоть до нескольких месяцев. Гражданам России (со слов Пилькевича) разрешение получить проще, нежели иностранцам.

Регистрировать группу в Комитете смысла не имеет, так как добраться в далекие районы страны у спасателей возможностей практически не имеется. С другой стороны, выяснить расположение пунктов, где имеются сотрудники Комитета, представляется небесполезным. Мы, например, встретили в Мургабе машину с водителем Комитета, который предложил довезти нашу группу до Барчидива и даже сходить до Сареза. По всей видимости, за счет личных контактов можно решить многие проблемы, издалека кажущиеся непреодолимыми.

Документы оформляли через фирму Авиатранс в лице Дмитрия Мельничкова (dmelnichkov@hotmail.com). Пограндопуска оплатили и получили эл.почтой заранее, а вот регистрация на территории Таджикистана возможна только при наличии оригиналов паспортов (Примечание: граждане Казахстана имеют право 90 дней находиться в Таджикистане без регистрации). По причине большой загрузки ОВИРовской служащей регистрацию нам оформляли два дня, причем документы мы получили в пятницу вечером в седьмом часу. Если бы не успели — нам пришлось бы ждать до понедельника. Это важный момент для туристов. Не стоит приезжать в Душанбе в конце недели, не имея пару дней в запасе.

Доставка до места старта (р.Обихингоу, в районе Комсомолоабада) осуществлялась транспортом этой же фирмы ($100).

 

3. ФОТОГРАФИИ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *