Опубликована в газете «Вольный ветер» №89,2008
Автор — Игорь Ямангулов
От редакции. Как известно, подавляющее большинство несчастных случаев в походах происходит из-за неправильных действий самих туристов. Причём не только из-за авантюризма отдельных разгильдяев, но и из-за неумения, незнания многими любителями путешествий нужных приёмов и правил. Научить им непосредственно в походах сложно, а потому организуются туристские школы разного уровня (в соответствии с походным опытом слушателей). ОБУЧЕНИЕ ТУРИСТОВ — САМЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПУТЕШЕСТВИЙ. Но не только. Школы способствуют привлечению новых людей к занятиям туризмом (то есть повышению его массовости), формированию туристского актива, единого мировоззрения, туристского сообщества — этакого туристского братства, и др. Однако далеко не в каждом городе есть квалифицированные кадры (инструкторы) для проведения таких школ. Поэтому в советское время каждый год организовывались общесоюзные школы и семинары, куда, за редким исключением, мог приехать любой желающий. К сожалению, прежнее руководство Туристско-спортивного союза России (ТССР) более 10 лет (в 1990-е годы) под разными предлогами не проводило таких учебных мероприятий, тем самым была значительно подорвана преемственность поколений: школы ныне работают, в основном, за счёт старых, советских времён, кадров, молодых инструкторов крайне мало. Да и сейчас общероссийских школ явно недостаточно для заполнения «кадровой ямы» (по некоторым видам туризма они не проводятся по нескольку лет). Тем ценнее опыт успешного проведения таких школ в регионах. Ниже пойдёт речь о подготовке велотуристов, но всё сказанное можно применять для обучения и «горников», и «водников», и спелеологов, и др.
Свердловская областная маршрутно-квалификационная комиссия (МКК) 20 лет имеет полномочия на выпуск групп в велопоходы 5 категории сложности (к.с.). И хотя есть у нас опытные велотуристы, проводились походы и соревнования, но массового развития велотуризм в рeгионе не получал. С начала 1990-х годов количество выпускаемых ею групп постоянно уменьшалось и в 2006-м достигло, пожалуй, своего исторического минимума — за год Свердловская МКК, имеющая статус зональной, выпустила всего 6 групп (32 человека). В низовых велокомиссиях положение в целом также складывалось не лучшим образом, да и количество их сокращалось. Правда, в последние два-три года начали предприниматься первые шаги по исправлению ситуации. Так, весной того же 2006-го городским клубом туристов Екатеринбурга впервые была проведена школа велотуристской подготовки базового уровня. В рамках школы состоялись три учебно-тренировочных похода (УТП) 1 – 2 к.с. На следующий год её повторили. Хотя отчёт по школе-2007 так и не был сдан, а звания и разряды не присвоены, наметились изменения к лучшему: в 2007 г. через Свердловскую велоМКК оформили маршрутные книжки уже 19 групп (100 человек).
Совершенно очевидно, что желающих заниматься спортивным велотуризмом в нашем регионе намного больше. В области почти полсотни городов, свыше 4 млн. жителей, и популярность велосипеда как средства активного отдыха на Среднем Урале возрастает, особенно среди молодёжи*. Это наглядно продемонстрировала последняя (2008 г.) «Майская прогулка» (массовое мероприятие, которое уже четверть века ежегодно проводится в Екатеринбурге): на велосипедный маршрут отправилось свыше 1300 человек — вдвое больше, чем годом раньше. Поэтому, собираясь провести очередную школу велотуристкой подготовки, мы в городском клубе туристов полагали, что количество любителей велосипеда, пожелавших в ней обучаться, будет достаточно велико.
Для двух предыдущих велошкол главным был, скорее, сам факт их проведения. Руководство школы-2008 поставило иную цель: добиться от неё максимальных результатов. Для этого нужно было обеспечить массовость учебного мероприятия и провести его творчески, без формализма.
Для решения первой задачи (массовости) следовало определить, каким образом можно повысить мотивацию потенциальных слушателей, стажёров, инструкторов на их участие в нашей школе. Выяснилось, что среди уральских велотуристов мало кто знает, кого готовят школы туристкой подготовки, что могут получить для себя люди, прошедшие в них обучение. В подобном неведении оставались даже участники двух предыдущих велошкол (2006 и 2007 гг.).
А ведь среди местных велотуристов немало тех, кто уже имеет опыт спортивных походов не ниже 2р+3у (руководство «двойкой» и участие в «тройке»), т.е. того уровня, который необходим для аттестации на звания инструктора и инструктора-проводника спортивного туризма. Как они могут получить эти звания? По новому Положению о подготовке кадров в спортивном туризме** для получения удостоверения инструктора-проводника 1 (2) категории им достаточно окончить школу базового уровня (с программой подготовки проводников) и пройти стажировку в спортивном туре 1 (2) к.с. А тот, у кого имеется руководство велосипедной «тройкой», с помощью нашей школы может получить звание инструктора: для этого достаточно экстерном подтвердить уровень своих знаний и поработать стажёром в школе базового уровня, сводив заодно группу новичков в зачётную «единичку» или «двойку».
После разъяснительной работы о возможности получения звания инструктора у многих опытных велотуристов проявился интерес к такому удостоверению. А почему бы и нет? Выглядит оно достаточно эффектно, одни только надписи — «Владелец настоящего удостоверения находится под защитой Федерального закона РФ «Об основах туристской деятельности в РФ»» и «Действует на территории проведения путешествия» — чего стоят. На маршруте оно может служить удостоверением личности (не стоит опрометчиво предъявлять свой паспорт каждому проверяющему). Инструкторское удостоверение подтверждает «особый статус» его владельца в случае каких-либо недоразумений с представителями властных структур (ГАИ, таможня, всевозможные пропускные пункты и т.д.). Не стоит также забывать, что этот документ свидетельствует о квалификации его владельца и официально позволяет работать по указанной в нём специальности.
Интерес к в инструкторскому удостоверению проявили не только начинающие руководители походов, но и опытные туристы, имеющие за плечами участие в сложных велопоходах и руководство ими***. В иной ситуации они и не думали бы о том, как бы сводить сборную группу новичков в поход 1 – 2 к.с., да ещё оформлять его в МКК — ну, не нужно им это. Однако перспектива получить за такой «подвиг» звание инструктора оказалась заманчивой, и они приняли приглашение поработать в велошколе-2008 в качестве стажёров и тренеров. Из двух десятков человек мы сформировали основной и резервный состав стажёров (последний — на случай большого наплыва слушателей).
В распространённой информации о проведении велошколы-2008 мы также указали, что каждый её выпускник получит диплом установленного образца, справку о совершённом походе и разряд по спортивному туризму.
В результате в учебно-тренировочные походы (УТП) школы-2008 отправились 20 групп (втрое больше, чем за две предыдущие школы вместе взятые).
Многие любители путешествий хотели бы обучаться в нашей школе, но в силу объективных причин не могли посещать занятия в городском клубе туристов. Речь идёт о жителях соседних городов и о тех, чьё рабочее время совпадало с расписанием наших лекций и семинаров. Заявок на участие в ней от таких туристов поступило достаточно много и мы не могли их игнорировать. Поэтому было решено после каждого занятия публиковать его материалы на велосайте в Интернете. Для этого преподавателей школы попросили написать тексты своих лекций, адаптированные для восприятия с экрана компьютера. Но тут жизнь внесла свои коррективы. Значительная часть слушателей школы — это студенты, с присущим им современным подходом к решению проблем. Уже на первом занятии они выложили на стол преподавателя диктофоны и в тот же вечер разместили на Интернет-сайте аудиозапись всего семинара (выступления, вопросы, ответы). Все последующие семинары были таким же образом записаны и обнародованы. Там же, на форуме сайта, шло обсуждение выступлений, задавались вопросы ведущим семинара. На занятиях, которые были посвящены техническому оснащению велотуриста, снаряжению, велась фотосъёмка, а отснятый материал также размещался на сайте. Как ни странно, возможность дистанционного обучения не оказала заметного влияния на посещаемость самих занятий: на каждое из них в городской клуб туристов по-прежнему приходило от 40 до 50 человек.
Мы старались создать для слушателей такие условия, при которых любой новичок (обратившийся к нам, может, скорее из любопытства, чем из осознанного желания заниматься велотуризмом) смог бы почувствовать себя в неком сообществе, где ему было комфортно и интересно, и чтобы это его ощущение причастности к общему мероприятию оставалось с ним вплоть до окончания школы, и даже дольше То есть, мы изначально стремились уменьшить отсев слушателей, который неизбежно возникает из-за угасания в них интереса, из-за недостатка оперативной информации, туманности перспектив и т.д.
Решая эту задачу, мы также использовали современные технологии в области коммуникаций. Для начала информацию о предстоящей школе и её учебный план разместили на популярном городском велосайте, а на велофоруме «Крути педали» была открыта тема «Семинар по велотуристской подготовке». Каждому, кто пожелал принять участие в нашей школе, на сайте предлагалось заполнить электронную анкету, в которой новичок указывал и свой e-mail. В дальнейшем по этим адресам централизованно рассылалась вся оперативная информация, касающаяся учебных мероприятий и подготовки к зачётным походам. На велосайте мы выкладывали текущую информацию о школе, а также нормативные материалы, предназначенные для самостоятельной подготовки слушателей. На Интернет-форуме, помимо общего раздела «Семинар по велотуристкой подготовке», стажёры (руководители зачётных походов) завели собственные темы, на которых «школяры» сначала весьма активно обсуждали вопросы подготовки к предстоящим УТП, а затем бурно высказывались о том, как эти походы прошли. О том, насколько наша школа-2008 смогла вызвать интерес велотуристов и увлечь их, косвенным образом можно судить по количеству просмотров тем на велофоруме «Крути педали». Темы, непосредственно связанные со школой за два месяца её существования были просмотрены более 20 тысяч раз.
Весьма полезной оказалась и практика рассмотрения маршрутных (заявочных) книжек, присылаемых заранее на согласование рецензенту (или выпускающему МКК) по электронной почте. Это существенно уменьшает потери времени, связанные с рассмотрением документов и исправлением замечаний МКК, особенно при сезонном (перед майскими праздниками) наплыве заявочных документов.
Теперь, по завершении школы, можно сказать, что её результат вполне оправдали наши ожидания. В зачётные велопоходы облМКК выпустила 20 групп (96 чел.), в том числе 7 походов 2 к.с. и 13 — 1 к.с. География маршрутов: Центральный Тянь-Шань, Северный Казахстан, Средний и Южный Урал. По окончании велошколы всем новичкам присвоены звания «Организатор спортивного туризма». Получили право аттестоваться на звание инструктора 13 человек, на звание инструктора-проводника — 3. Норматив своего самого первого (3-го) разряда по спортивному туризму выполнили или подтвердили 69 новичков, норматив 2 разряда — 12, ещё пятеро дополнили комплект справок о совершённых велопоходах до норматива 1 разряда.
Школа велотуристкой подготовки завершилась, её слушатели и стажёры получают свои дипломы, справки и удостоверения. Но это ещё не всё. Каждому выпускнику с дипломом даётся персональная памятка. В ней сказано, в походы какой категории сложности и в качестве кого (руководителя или участника) ему следует сходить, чтобы выполнить норматив очередного разряда (вплоть до к.м.с.), а также в школе какого уровня подготовки и в качестве кого (слушателя или стажёра) ему следует пройти обучение, чтобы аттестоваться на очередное инструкторское звание. Конечно, вся эта информация уже давалось на лекциях. Тем не менее, думаю, такая памятка лишней не будет: она напоминает не только о том, куда и кем надо сходить в поход, но и о том, что сходить НАДО. Каждый новичок должен знать: то, что он сделал и получил в рамках школы-2008 — это только первый шаг. Зачётный поход школы не должен оставался для новичка лишь эпизодом из жизни, надо, чтобы он стал началом систематических занятий спортивным туризмом.
Для начинающего туриста (и не только для него) решиться на это будет гораздо проще, когда его первый шаг в этом направлении уже сделан, и он чётко видит цепочку последующих шагов. Тем более, что зачастую до очередного рубежа — рукой подать.
Для наглядности приведу пример. Предположим, велотурист N имеет опыт 1у (участия в походе 1 к.с.) и, соответственно, 3-й спортивный разряд. Весной в школе туристской подготовки базового уровня он участвует в зачётной «двойке» и получает своё первое звание — организатор спортивного туризма, а вдобавок аттестуется на инструктора-проводника (без категории). Для выполнения норматива 2-го разряда ему остаётся отруководить «единичкой». После этого, получив 2-й спортивный разряд, N поступает слушателем в школу специализированного уровня с блоком инструкторской подготовки. Там N участвует в зачётном УТП 3 к.с. и повышает свой квалификационный уровень до звания инструктор-проводник 1 категории. Далее он стажируется в школе базового уровня, где руководит зачётным походом 2 к.с. После этого N получает следующее звание — инструктор, а также аттестуется на инструктора-проводника 2 категории. Летом в школе специализированного уровня N уже сам ведёт группу в учебно-тренировочную «тройку» и тем самым выполняет требования 1-го спортивного разряда.
Теперь новоиспечённого перворазрядника N от следующего рубежа — кандидат в мастера спорта — отделяют только две «четвёрки»: участие и руководство. Оба этих похода он может пройти в школе туристской подготовки специализированного уровня. При этом N будет нарабатывать инструкторский опыт, который ему пригодится, когда придёт время брать следующий рубеж — готовиться к аттестации на звание старшего инструктора спортивного туризма.
Таким образом, после участия в «тройке», чтобы выполнить норматив к.м.с. (а заодно получить звание инструктора), N надо всего-то сходить в 4 велопохода: принять участие в «четвёрке» и отруководить походами 2–4 к.с. При желании с этой задачей можно справиться до конца сезона.
А те участники, которых этим летом N поведёт в велосипедную «тройку», на следующий год сами могут повторить его путь. Они также могут поступить в школу базового уровня, чтобы сводить «двойку», аттестоваться на звание инструктора-проводника и получить 2-й спортивный разряд. И далее до инструктора и к.м.с. остаются три похода: участие в «четвёрке» и руководство «тройкой» и «четвёркой».
Последовательность и преемственность — основа устойчивого развития туризма. Этому могут и должны способствовать школы туристской подготовки (разумеется, при их правильном проведении).
И последнее. Понятно, что во все эти походы группы должны оформляться через МКК. Таковы уж правила игры — Правила проведения соревнований туристских спортивных походов. Тем самым руководители учебных групп получают опыт оформления заявочной и отчётной документации. А то, что хорошо освоено, в дальнейшем уже не кажется столь сложным. Думаю, что и позже для таких людей оформление маршрутных документов при организации спортивных походов постепенно из вынужденной обязанности будет всё более становиться нормой.
Давайте будем им в этом содействовать.
Игорь ЯМАНГУЛОВ, начальник велошколы-2008, Екатеринбург.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА: «В принципе, это очень удачный опыт использования возможностей Интернета и других современных технологии в области коммуникаций для обучения туристов».
Михаил ВАСИЛЬЕВ, председатель кадровой комиссии ТССР.
Когда верстался номер. Клуб туристов Екатеринбурга продолжает успешно начатое весной этого года обучение уральских любителей велопутешествий. 2 августа недавние выпускники велошколы базового уровня отправляются в Киргизию, где в горах Центрального Тянь-Шаня у них пройдут сборы (выездная школа) следующего, специализированного уровня подготовки. В рамках этого мероприятия уральцы совершат УТП 3 и 4 к.с.
* Визы европейских государств в Екатеринбурге выдают полдюжины консульств, всё больше стран Азии и Африки становятся безвизовыми для российских туристов — это также способствует увеличению количества любителей велопутешествий. Росту популярности велосипеда среди уральцев способствовали и успехи наших велотуристов за последние пару лет (в частности, победы и призовые места в международных Интернет-конкурсах велопоходов «Путь-2006» и «Путь-2007», в региональных и общероссийских чемпионатах по спортивному туризму).
** Опубликованы на сайте ТССР в разделе «Подготовка кадров».
*** Целесообразность введения в велотуризме «шестёрок» многими опытными туристами (в том числе и автором статьи) ставится под сомнение. Абсолютное большинство «шестёрочных» велосипедных препятствий по сути являются пешеходными или горными препятствиями 1–2 КТ, и преодолевают их велотуристы точно так же, как «пешеходники» или «горники» — проходят ногами, с рюкзаком на спине и велосипедом в руках. Не совсем понятно, на каком основании рядовая «единичка» для одних является «шестёркой» для других. Или велотуристы настолько дефективны, что им присваивают мастеров спорта за пешеходное преодоление перевалов, сложность которых 1А к.т.?