Я чту Уголовный кодекс.
Остап И. Бендер
Есть Коран — закон писаный, есть Адат — закон неписаный. Коран соблюдай, Адат не забывай!
Что-то такое мусульманское…
Каждый сам себе злобный Буратино.
Карабас-Барабас «Диссертация на соискание ученой степени доктора кукольных наук»
Эти «Жигули»… чем думают, я не знаю. Под ногами крутятся, крутятся, крутятся…
х/ф «Мимино»
Не обгоняй — обидно!
Надпись на дорожном катке
Этот текст не претендует на абсолютную истину, но он основан на опыте двадцатилетнего катания по городским и загородным дорогам. Мой опыт групповой езды не велик, поэтому к моему мнению о езде в группе можно относиться критически. Советы, опубликованные здесь, могут противоречить мнению ГАИ/ГИБДД.
Правила для одиночного велосипедиста
Главное правило трёх «Д» — Дай Дорогу Дураку.
Не ездить на красный свет (хотя бы потому, что это будет неуважением к автомобилистам). Единственное исключение, которое можно себе позволить — правый поворот на красный свет, если вы уверены, что не создадите помех автомобилям, движущимся на зеленый. (В ПДД 195? года была норма, разрешающая поворачивать (всем, в том числе велосипедистам) направо на красный, в случае отсутствия транспортных средств на пересекаемой дороге!)
Не ездить на желтый свет (который загорается перед красным). Если перекресток протяженный, а скорость не велика, то не стоит ездить и на мигающий зеленый.
Использовать зеркало заднего вида.
Пункт 8.1 ПДД: «Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой. При этом маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения. Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.»
Пункт 8.2 ПДД: «Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения. Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.»
Не ездить в два ряда на автодорогах с одной полосой движения в вашем направлении. Согласно ПДД, в два ряда велосипедистам вообще нельзя ездить, но если дорога имеет две или более полосы в вашем направлении, причем она слабо загружена — можете поехать и в два ряда (на свой страх и риск).
Не ездите у самого правого края дороги — оставьте себе место для маневра. Если вас будут «прижимать» — вам будет куда уйти. Если у дороги ровная и широкая обочина — можете сместиться правее, если обочины нет (в туннеле, на мосту, под мостом) — возьмите левее.
Старайтесь не оказываться левее середины автомобилей, едущих в правом ряду. Вообще нормальное положение велосипеда (особенно в городе) между правым колесом и правым боком «виртуального» автомобиля, едущего по правому ряду.
При остановке на дороге — сместитесь как можно правее (на обочину).
При объезде или обгоне смещайтесь налево постепенно и заблаговременно.
По ПДД велосипеду запрещено «поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении». При интенсивном движении я бы не рекомендовал поворачивать налево даже на однополосной дороге. Если же движение не очень интенсивное, а для поворота налево есть отдельная полоса, обозначенная разметкой, то можно попробовать и повернуть. Еще лучше, когда поворот налево регулируется отдельной секцией светофора.
Если вам надо повернуть налево, а условия не позволяют, то ПДД предлагает спешиться и изображать из себя пешехода. Я, как правило, поступаю так (особенно на регулируемых перекрестках): проезжаю перекресток прямо на зеленый, у конца перекрестка останавливаюсь, поворачиваю, и жду зеленого сигнала в соответствующем направлении. Т.е. перекресток проезжается в два приема, каждый раз прямо (что не запрещено).
Определенную сложность представляет проезд на перекрестке прямо, когда для поворота направо выделена отдельная полоса. В этом случае возможны два варианта.
В первом варианте вы смещаетесь на вторую полосу (не забудьте подать сигнал «левый поворот») и едите по ней «по следу правого колеса впередиидущей машины». Этот способ единственно возможен, если поворот направо регулируется отдельной секцией светофора.
Во втором варианте вы едите по первой полосе, но не поворачиваете, а едите прямо. По ПДД автомобили, поворачивающие направо должны вас пропустить, что в жизни зачастую не случается. Этот способ хорош в том случае, если вы подъезжаете к перекрестку на красный сигнал и встаете чуть впереди автомобилей.
Если вы видите, что за вами на узкой дороге скопились автомобили — пропустите их, тем более что на загородной дороге это требуют ПДД.
На загородных дорогах с полосами разгона и торможения, с «карманами» автобусных остановок лучше ехать по колее правых колес «виртуального» автомобиля движущегося в вашем направлении. Особенно удобно так поступать, если на дороге присутствует разметка.
При поездках в темное время суток и в условиях недостаточной видимости на велосипеде должны быть катафоты. Согласно ПДД, передние катафоты — белые, боковые — оранжевые (желтые), задние — красные. Мое мнение: нет катафотов нужного цвета — ставьте любые, лишь бы были.
Включайте мигалку (задний и передний габарит) в условиях недостаточной видимости (сумерки, туман, дым, среднесильный дождь). Если вы хорошо видите машины, это еще не значит, что они вас хорошо видят. Если в потоке машин есть машины с включенными габаритами — вам давно пора включить габариты.
В темное время суток (ночь, темные сумерки) габариты должны быть включены в режиме постоянного света (не мигать). До мигающего источника света в темноте сложно определить расстояние.
Если из-за проблем с батарейками у вас дилемма: «когда включить габарит, ночью или в сумерки?», включайте габариты в сумерки (подразумевается, что катафоты у вас есть).
Один или группа?
Следует заметить, что один велосипедист и группа велосипедистов воспринимаются автомобилистами совершенно по-разному. Когда едет один или маленькая группа (двое — четверо), то автоводитель думает: «Ну так, катаются, только мешаются». Если едет достаточно большая и компактная группа, то тогда и отношение более уважительное (как к дорожному катку, который тоже медленно едет). Вывод такой — среднебольшая группа как бы «имеет право» на нарушение правил, которое непростительно для одиночного велосипедиста (или маленькой группы).
Везде в этом тексте, когда говориться про одиночного велосипедиста подразумевается и маленькая группа.
Правила для среднебольшой группы
Дай Дорогу Дураку.
Для компактной, слаженно двигающейся группы позволительно нарушить некоторые пункты ПДД. В частности, они могут позволить себе двигаться в несколько рядов по узкой дороге, поворачивать налево там, где это запрещено и т.д. Но это относится только к компактной группы, если группа в 10 человек растянулась на сотню-другую метров, то это не среднебольшая группа, а десяток одиночных велосипедистов.
Особо опасные объекты
Троллейбусы. Опасны при старте от остановки. Отличаются большой приемистостью, сравнимой с приемистостью велосипеда. Кроме того, часто за рулем сидят тетки, которые невнимательно смотрят в зеркало заднего вида.
Бомбилы (в эту категорию можно занести и возрождающееся племя таксистов). Бросаются останавливаться, где можно и где нельзя, не утруждая себя подачей сигнала и взглядом в зеркало.
Маршрутки. Опасны как троллейбусы и бомбилы, вместе взятые.
Садоводы. «Я в сад по этой дороге десять лет ездил, не было тут велосипедистов!» Любая нештатная ситуация на дороге (а велосипед — нештатная ситуация) способна спровоцировать на непредсказуемые поступки. (Из моего опыта: один инцидент с садоводом закончился сломанной рукой у меня, другой — сломанным зеркалом у него.)
Некоторую опасность представляют любители подавать сигнал поворота в самый последний момент. Пока стоят у светофора — не подают (электричество экономят?), как только трогаются — включают.
Довольно сильно мешаются пешеходы, ожидающие зеленого сигнала светофора не на тротуаре, а на проезжей части. Они «отжимают» велосипедистов налево под колеса автомобилей, которым на перекрестке некогда наблюдать еще и за велосипедистами. (Как правило, это женщины, они почему-то считают, что этот выигранный ими метр сильно приближает время прибытия в конечный пункт (на самом деле, они экономят не больше секунды).)
Лирические отступления
Дай Дорогу Дураку.
Наилучший способ найти взаимопонимание с автоводителями — «прикинуться» автомобилем. Автоводитель привык замечать автомобили, понимает психологию и стереотипы поведения других автоводителей. То, что не похоже на автомобиль он замечает в последнюю очередь, он не может понять/предсказать объекты, которые ведут себя не как автомобили. Если походить на автомобиль внешне вы не можете (если у вас не веломобиль), то вполне возможно своим поведением «закосить» под автомобиль и автомобилисты простят вам многие «велосипедные» нарушения ПДД (они их просто не заметят).
Для предсказания поведения автомобиля имеет смысл смотреть на переднее колесо — малейший поворот руля хорошо заметен.
Некоторые автомобилисты (также как и собаки) не равнодушны к велосипедам, если собаки облаивают, то этим почему-то надо обязательно «обгудеть». Эти «гуделы» довольно безобидны, но игнорировать совсем гудки нельзя, бывает, гудят по делу. Прежде чем реагировать на гудок, убедитесь, что гудят именно вам.
В некоторых кругах распространяется мнение о бесполезности (или даже вредности) катафотов (световозвращателей). Если вы уверены, что никогда не окажитесь в темное время суток на проезжей части — можете убирать катафоты, в противном случае их лучше оставить (тем более, что они весят немного). Ночью велосипед без катафотов становится различим в свете фар в последние пять-десять метров. Если у водителя хорошая реакция или вы ему не мешаетесь, то все отлично. Если же он утомлен, устал, «под мухой», «садовод» (см. выше), то возможны проблемы… А вам они нужны?
К сожалению, в условиях недостаточной видимости (дождь, туман, сумерки) многие автоводители, нарушая ПДД, включают не фары, а только габариты. От габаритов катафоты не «работают», поэтому как раз в это время может быть полезен задний «маячок».
©IAGSoft, 2002