Ежедневно на улицы города выходят и выезжают сотни тысяч пешеходов, автомобилистов и велосипедистов. В летний период количество участников движения увеличивается многократно. На дороги выезжают и те автовладельцы, чей автомобиль или навыки не позволяют использовать зиму для передвижения по городу. То же можно сказать и о велосипедистах. А пешеходы просто обожают побродить по летним улочкам в тёплую погоду, задрав голову и предавшись мечтам. Наступает самый опасный период для использующих «биологически активный» транспорт, в том числе и собственные ноги.
Для того, чтобы привлечь к себе внимание зазевавшихся пешеходов и водителей, традиционно используются звуковые сигналы. И это правильно, ведь глаза у человека растут спереди, а уши — по бокам его головы. Соответственно угол обзора и «обслуха» немного отличаются. По звуку человек может не только определить положение источника звука, но и его скорость, и направление движения (в большинстве случаев). Так же по звуку человек способен идентифицировать источник, определив тем самым степень его потенциальной опасности.
Самый древний и простой способ привлечь к себе внимание — орать во всё горло. Но этот способ несовершенен и чреват ответными действиями. Очень важно, что орать и как орать. Совершенно неприемлемы нецензурные выражения, даже если они не направленного действия. Нужно осознавать, что при экстренном манёвре всегда есть шанс познакомиться поближе с асфальтом. Тогда-то вам и припомнят всё вышесказанное. Кроме того, можно приобрести асфальтовую болезнь в результате решительных действий третьих лиц, всегда сочувствующих своим собратьям-пешеходам. Существуют несколько проверенных веками фраз, заставляющих человека действовать на уровне рефлекса. О них я напишу в следующей статье. Шутка, конечно. Все мы знаем эти фразы и слышим их по несколько раз на дню. Самые простые из них: — Дорогу!; Поберегись! — подходят для скоротечной, неожиданной ситуации, когда вероятность столкновения высока и нет времени на другие слова и действия. Как правило, пешеходы обижаются на «внезапное» появление велобандита, сопровождающееся такими воплями. Весьма целесообразно после избежания опасного момента извиниться перед напуганным пешеходом. Даже если он был не прав. Другое дело, когда причиной его невнимательности является опьянение. Пьяного напугать очень сложно, а вот понегодовать, особенно руками, они любят. Вообще, пьяных, наркоманов и пр. лучше объезжать молча, огородами. Особенно если движешься в группе велосипедистов. На первого они среагировать, как правило, не успевают, а остальным приходится туго. Если для привлечения внимания есть время и дистанция, а скорость не высока, лучше обратиться к пешеходам с другими словами. Например: — Разрешите проехать! — Девушка! Подвиньтесь! — Позвольте! — В этом случае орать не надо. Пешеходам очень льстит, когда у них просят дорогу. Особенно, когда после этого благодарят. Девушки улыбаются, дети дёргают мам и пап за руку и показывают пальцем — велосипед! Бабульки озабоченно сдвигаются с центра тротуара. А пьяные придурки орут вдогон: — Дай покататься! — Наивные…
Но прогресс не стоит на месте и для стеснительных или немых велосипедистов было придумано простое механическое устройство — велосипедный звонок. Он позволяет предупредить пешехода об опасности без упоминания его родных по материнской линии. Классический велосипедный звонок состоит из основания, укреплённого хомутом на руле (или выносе руля), на котором собран нехитрый механизм преобразующий посредством зубчатой передачи «ролик-рейка» поступательное движение рычажка, нажимаемого пальцем, во вращательное движение центробежных молоточков, ударяющих по внутренним выступам кожуха-колокольчика. Колокольчик при нажатии и отпускании рычажка выдаёт двойную трель, которая звучит как «дзынь-дзынь» — это с китайским акцентом, или «дрынь-дрынь» — это по-русски. Именно на эти звуки у россиян выработан самый стойкий условный рефлекс. Слышимость и опознаваемость такого сигнала гораздо выше, чем у других аналогов, даже выше, чем у воплей и криков. Единственный недостаток этого устройства — дребезжание при езде. Хотя это нельзя однозначно назвать недостатком — в таком режиме становишься заметен издалека не прилагая для этого никаких усилий. Но бывают ситуации, когда удобнее обогнуть ничего не подозревающего пешехода, не привлекая его внимания. Да и просто может надоесть это бренчание. В велосервисе БиоМеханика нашли способ укрощения непокорных звонков.
В последнее время появились зарубежные штучки — велосипедные колокольчики. Они, в отличие от российских звонков, производят весьма громкий одиночный звук, который можно описать как «тинь». Устройство весьма просто. На основании смонтирована пружинка, к свободному концу которой прикреплён молоточек, бъющий по колокольчику. В эту конструкцию мудрые китайцы добавляют всякие прибабахи, видимо, чтобы сэкономить место на руле. Самое безобидное — компас! Тинькающий звук крайне слабо отражается нашими гражданами — мало ли что там тинькает, но зато когда отражается… Напомню — звук весьма громкий. При использовании колокольчика на коротких дистанциях возможно подпрыгивание пешеходов (особенно женщин) и бурная реакция сменяющая первый испуг. Кроме того, испуганный пешеход иногда начинает неадекватно маневрировать — буквально запрыгивает под колёса. Попробуйте поставить себя на его место.
Ещё одно изделие зарубежных мастеров — велосипедные гудки (правильнее их называть рожкИ). Гудок бывает с горном и без оного. Гудок с горном представляет из себя клизму, надетую на трубку с раструбом. Крепится к рулю или выносу хомутиком. Гудок без горна похож на насос-лягушку для надувных лодок, уменьшенный в размерах и укреплённый на руле или выносе. При нажатии на резиновый элемент устройство издаёт звук, похожий на «фа». Если прибор продвинутый и функционирует нормально, то при отпускании клизмы (или лягушки) он выдаёт вторую часть фразы — «фа», но ниже или выше тоном. Получается «фа-фа». Или «ля-ля» — как кому нравится. Звук этот слабо воспринимается пешеходами как сигнал опасности, он больше похож на звук, производимый детскими игрушками. Но звук гудка с горном довольно громкий и может вызвать эффект схожий с эффектом от колокольчика. Со всеми вытекающими. Гудок без горна может нормально функционировать при голосовой поддержке. Самые продвинутые из пневматических рожков используют воздух, предварительно накачанный в ёмкость из алюминия или пластика объёмом 200-500 кубических сантиметров под давлением 2-4 атмосферы. Накачивается воздух обыкновенным велонасосом. Рожок крепится на руле или выносе и соединяется с ёмкостью гибким шлангом. Ёмкость может быть установлена в флягодержатель или закреплена на раме другими способами. Кнопка-клапан расположена на руле, как правило, на самом рожке. В большинстве случаев имеется и регулировка громкости-расхода воздуха. Звук, издаваемый этими устройствами на максимальной громкости, вполне способен вызвать шок. Недаром производители предостерегают пользователей от употребления своих устройств для разгона демонстраций голодных пенсионеров — вполне возможен летальный исход. Можно рекомендовать эти устройства, как средство для распугивания большегрузных автомобилей — это актуально для тех, кто тротуару предпочитает проезжую часть. Как недостаток этих систем можно упомянуть необходимость периодической подкачки резервуара и возможные проблемы при пониженных температурах.
В век электричества появились и электрические сигналы для автомобилей. Многие читатели сейчас начнут потирать руки — вот оно! Да не тут то было. Народ, идущий по тротуару, меньше всего обращает внимание на автомобильные завывания — автомобили по определению должны двигаться по проезжей части, до которой ему — пешеходу — дела нет! Ну а попробуйте посигналить таким звучком в сумерках, на пустынной улице одинокому пешеходу подкравшись бесшумно сзади. Я уверен — узнаете много новых интересных слов, в том числе и о себе.
В Интернете мелькали мысли об использовании для подачи сигналов свистка наподобие милицейского. Что ж попробуйте и решите сами — имеет ли смысл это предложение. На мой взгляд свистки можно с успехом использовать против велосипедных воров и бандитствующих граждан. Для них (если они ещё хоть немного трезвы) звук свистка — как выстрел из стартового пистолета для спортсмена-спринтера (не путать с принтером).
Для того, чтобы реже прибегать к средствам звуковой сигнализации, имеет смысл позаботиться о визуальном восприятии вас пешеходами и автомобилистами как потенциально опасного участника движения. Международными цветами предупреждающими об опасности являются т. н. «сигнальные» цвета. Это красный, оранжевый, жёлтый, сочетание красного и белого, в общем яркие, пестрые цвета и цветовые комбинации, бросающиеся в глаза. Наибольшая опасность столкновения с пешеходами возникает в районе остановок общественного транспорта, на перекрёстках, у выходов из зданий (питейных заведений), у ларьков и лотков, на углах зданий, строений, у кустов — в местах с ограниченной видимостью. В таких местах имеет смысл сбавить скорость, оторваться от любимого седла и встать на педалях. Этим простым манёвром можно улучшить обзор дорожной ситуации и привлечь к себе внимание хотя бы встречных пешеходов.
На проезжей части следует опасаться большегрузных автомобилей, классики советского автомобилестроения и, как ни странно, — стоящих автомобилей. Тяжёлые грузовики обладают большими габаритами, образующими «мёртвые» зоны с никаким обзором и серьёзным моментом инерции. Кроме того, они тяжёлые и больно надавливают на разные части тела (некоторые могут больно надавить на все части тела одновременно). Классика советского автомобилестроения делалась под девизом — «Тормоза придумали трусы». Некоторые старые иномарки поддерживают этот девиз, но у них хоть с обзорностью получше — для людей всё-таки делались. Стоящие автомобили чреваты появлением из-за них пешеходов, автовладельцев, шествующих к своему авто или других автомобилей. А ещё стоящий неподвижно автомобиль может резко рвануть с места, пытаясь влиться в общий поток. Его водитель через зеркало заднего вида способен адекватно отражать только крупногабаритные предметы. Кроме того, у стоящих автомобилей есть свойство открывать двери именно для того, чтоб познакомиться с вами поближе. Конечно, открывают их не сами автомобили — они никогда бы так делать не стали. Автовладельцы (за исключением водителей грузовиков и автобусов) в большинстве случаев двери открывают аккуратно, зато их пассажиры… Водители грузовиков и автобусов имеют привычку распахнув дверь выпрыгивать на дорогу. А зеркала заднего вида у них высоко-высоко…
Отдельного разговора требует движение по ночным дорогам. Если с тротуаром немного попроще — достаточно лишь хорошего переднего фонаря и большей бдительности (народу-то ночью поменьше), то езда по проезжей части требует более серьёзной экипировки. Обязателен задний красный фонарь и передняя фара. Желательно навешать на себя и велосипед максимальное количество светоотражающих прибамбасов. Самое простое — самоклеющаяся плёнка со световозвращающим эффектом. Такая плёнка выпускается разных цветов и можно подобрать её в цвет рамы. Только следует помнить, что согласно Правилам Дорожного Движения задние габаритные огни и светоотражатели должны быть красного цвета, а передние — белого.
Звуковая сигнализация на проезжей части применительно к автомобилям малоэффективна. Пожалуй только электрический автомобильный сигнал и пневматический рожок с воздушной ёмкостью способны привлечь внимание. Особенно если их «довесить» световой сигнализацией (ну не синей «мигалкой» конечно). При выполнении манёвров необходимо показывать свои намеренья жестами установленными Правилами. Вообще к автомобилям следует относиться с уважением — они твёрдые.
Большую опасность представляют пешеходы, переходящие проезжую часть. Они часто игнорируют велосипедистов как участников движения и, пропустив основной поток машин, бросаются наперерез. В таких случаях лучше заранее пресечь эти попытки суицида выразительными жестами неоскорбительного характера, воплями или другими доступными средствами. Если это не подействовало — проще пропустить. Никогда не стоит допускать столкновения, даже на низкой скорости. Оно окажется гораздо опаснее, чем представляется на первый взгляд. У автомобилистов существует правило: — если не уверен, что тебя видят, действуй так, как будто тебя не видят. Это не значит, что надо незаметно пристраиваться за автобусом или красться меж пешеходов, прижимаясь к рулю. Совсем наоборот. Это значит, что подъезжая к перекрёстку и видя приближающийся автомобиль, не стоит расчитывать, что он вас увидит и пропустит. И если встречный пешеход поднял голову и окинул вас и вашего железного коня внимательным взглядом, совсем не обязательно, что он вас увидел н не кинется в следующую секунду на другую сторону тротуара. Некоторые имеют странное свойство — смотреть и не видеть. Вот их-то внимание и нужно привлекать различными способами. Не теряя при этом собственную бдительность.
С уважением, Fidel.