История о том, как нам пришлось заниматься велосипедными петухами

велосипедный петухВ далеком уже 2000 году, когда мы в БиоМеханике начали заниматься ремонтом и обслуживанием велосипедов, проблемы с петухами возникали, но как-то не так уж часто. Тогда и заказов-то на ремонт было значительно меньше, чем сейчас. Но годика через два проблема возникла достаточно остро. ГДЕ ВЗЯТЬ ПЕТУХ?! В магазинах они тогда не продавались принципиально, тогдашние менеджерыы по велоснабжению, похоже, плохо представляли себе необходимость в этой детальке. Забугорные интернет-магазины тогда еще только зарождались, а интернет вообще был, похоже, лишь у 15-20% населения. Сотовый телефон, ребята, был в 2001-2002 году очень и очень далеко не у всех в городе Екатеринбурге, не говоря об окрестностях.

Но проблему-то надо было решать! Руки есть, голова работает, не ленивые, почему не найти решение? Где-то в 2002 году были предприняты первые попытки сделать петух своими руками. Тогда была страшно популярна MERIDA и, соответственно, пробовали сделать петух именно на нее. Сейчас он в нашей базе под номером 1. Первые попытки работать с ручной ножовкой по металлу и дрелью однозначно показали, что этим путем мы не пойдем. Слишком много времени требовало изготовление даже одного изделия. Хорошо. Далее был приобретен электрический лобзик, пилки по металлу и начались эксперименты. У всех знакомых, которых я знал, были выпрошены или выменяны обрезки листового металла. Это были и простые железные пластинки и даже остатки дюралевых корпусов от неведомых приборов. В жертву идее были положены мои личные запасы титановых и латунных обрезков. Да-да, я лично сделал несколько титановых петухов, загубив несколько же приличных лобзиковых пилок.

Тема пошла. Неленивый и рукастый механик мог сделать за день 4 изделия, при условии, что он не отвлекался на другие работы. Рама конкретного клиента должна была быть в наличии, потому что петух по итогу подгонялся по месту. Ни о какой серии речь не шла. Все делалось строго индивидуально. К тем же временам относится появление универсального петуха, который мог бы встать практически на любую раму (это удобно для велопоходов, на всю группу механик мог взять один петух). Не бог весть что за изобретение, но пришлось придумать, образцов не было.

петухи в продаже

Рабочий склад петухов

Все было хорошо пару сезонов, но в конце концов мы уткнулись в то, что невозможно было сделать этих самых петухов нужное количество и в нужном ассортименте. Требовалось принципиально другое решение в плане производства…или покупки. К этому времени (примерно 2006 год) наши поставщики уже кое-что имели предложить по петухам, но слишком, слишком мало! Все брэнды на велорынке Екатеринбурга уже имели по 3-5 разновидностей петухов, не совпадающих между собой. Напомню, для новичков: MERIDA, GT, SCHWINN, STARK, STELS, ALPINA, TREK, NORCO, GARY FISHER… и т.д. Чтоб прикрыть эту нишу, нам нужно было иметь в наличии 20-30 петушиных разновидностей минимум, а их не было у поставщиков даже близко. А народ шел и проблема нарастала.

Пришлось садиться и анализировать проблему.

  1. Индивидуальные фрезеровщики. Личные связи еще оставались и один — два петуха в свободное от работы время мастер мог сделать. Но поток? Наличие материала? Личные отношения, которые сегодня есть, завтра нет…
  2. Проммонстры. Ну, помотался я по заводам, где висели объявления, что принимаются заказы на… Не подошло. Максимум, на что я мог заказывать – 5 штук каждого вида из 10 наиболее популярных. Даже это не устраивало заводы, и я понимаю их. А нам нужно было от одной штуки!
  3. Лазерная резка. В Екатеринбурге достаточно много производств, где она есть, но опять же объемы. Никому не интересен объем от 1 до 10 штук, никому не интересно от слова «вообще» изготовление одного единственного уникального изделия. Нет, интересно, если цена одной такой штучки будет, скажем, тысяч 10 рублей. Но это неинтересно уже владельцу велосипеда, понятно.
  4. Лазерная резка в самом велосервисе… Может быть, но на то время это было дорого, раз. Вытяжка-экология, два. Толщина материала ограничена. (Лазерный луч рассеивается и поэтому сверху рез ровный, а вот снизу не очень. А вот установочки, которые обеспечивают рез ровный хоть где, стоят…ну как 20 наших мастерских вместе взятых, да еще и не хватит)
  5. Резка водой. Есть такое дело, да…
  6. Механическая фрезеровка. Вот тут уже стало «тепло». Станки доступны по цене — раз. Управляются с компьютера (ЧПУ) – два. Есть уже накопленный частниками опыт (и можно посоветоваться на форумах) – три.
  7. И — самое главное. Из наших клиентов нарисовался дядя Костя – Константин Копыркин, которому поднадоело рисовать цифирки на своей основной работе и он вспомнил про изначальное и кондовое – что он вообще-то металлург и программист. И тема петухов была ему интересна!
  8. сломанные петухи

    Все там будем

    Все, ребята. Сложились три фактора. Народ ломал петухи чуть ли не массово, взять их было негде, «домашние» станки с ЧПУ были доступны и был потенциональный специалист, готовый осваивать производство. И, самое главное, нас уже знали и прямиком тащили велосипеды в БиоМеханику.

Первое, что нам дал переход на ЧПУ – точность изготовления. Вручную невозможно сделать криволинейную делать +/- 0,1 мм, что с легкостью выдавал станок. А ведь этот параметр гарантирует точность установки в раму. Второе — даже в таком простом варианте к концу рабочего дня Константин выдавал штук 10 петухов, причем разных. В пик сезона это играло большую роль. Третье – автоматизация процесса освоения. Скан петуха-образца передавался в компьютер и превращался в удобоваримый для станка вид почти автоматически, с минимальным ручным вмешательством. Мы фрезеровали новичка из фанеры, ставили на раму, если все подходило, изделию присваивался очередной номер и петух занимал свое место в базе. Сейчас, имея уже гигантский опыт, Константин может по сканированному где-нибудь на Камчатке петуху, не видя его воочию, сделать его и отправить владельцу, имея почти 100% гарантию, что все подойдет.

Конечно, шли параллельные процессы. Какие фрезы нужно закупать? В каком режиме обрабатывать заготовку? Охлаждение шпинделя? Уборка стружки? Оснастка для дальнейшей обработки петуха, сложности в программном обеспечении, уменьшение шума станка во время работы… Остановиться на материале толщиной 6 мм или можно взять 5-миллиметровый, а может 7 мм? И где его взять в количестве меньшем, чем целый лист 1,2х3 метра, как любят продавать продавцы?

Одновременно шла наработка базы. Количество освоенных петухов легко перевалило за 50 видов и уверенно шло дальше.

Сейчас у нас работает более мощный станок в другом, более подходящем помещении. В базе около 160 видов петухов, отправляются они по всей России. Создан сайт Биомеханики.рф, посвященный только этой теме, где посетитель может определиться с нужным ему петухом и заказать его. Конечно, делаются и другие работы, но, поскольку к велосипеду они не имеют отношения, о них рассказывать не буду.

 

Один комментарий к “История о том, как нам пришлось заниматься велосипедными петухами

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *